Сегодня трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература (энциклопедии, справочники, атласы, словари), лекция учителя, конспект урока. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах.
Как учитель — предметник, я стараюсь использовать ИКТ в своей педагогической деятельности. Так большой интерес у учащихся разных возрастов вызывают беседы, сопровождающиеся показом презентаций. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия. Они практически заменяют традиционный мел и доску.
Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким, увлекательным. Презентации дают возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Применяя презентации, учитель использует методы активного, деятельного обучения. Беседы становятся интереснее, эмоциональнее. Они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал.
Большое внимание необходимо уделить тому, какой вклад вносят учащиеся в создание презентаций. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках при подготовке к урокам.
Использование информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у многих учащихся, часто переходящих в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам и разделам. Как показывает опыт, применение информационных средств в обучении способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся.
Использование интернета увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. С внедрением в образовательный процесс ИКТ появляется новая возможность создания и использования картографического материала. Благодаря применению компьютерным технологиям, учитываются индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы. Работа с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.
Используя ИКТ технологии на уроках, можно добиться:
- значительного усиления мотивации учащихся к обучению,
- интереса к предмету,
- повышения качества знаний,
- развития коммуникативных способностей,
- повышения информационной компетентности учащихся
- прочности усвоения знаний и навыков.
Поэтому наиболее используемые мною следующие формы ИКТ на уроках: уроки с использованием презентаций — это уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, урок–лекция, урок-обобщение, урок-защита проектов, интегрированный урок.
Формы и место использования презентации (или даже отдельного её слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. В зависимости от цели и формы работы возможно варьирование использования мультимедийных презентаций как фронтально с помощью проектора (обычно при объяснении нового материала, фронтальном опросе).
Применение информационных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся, повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности учащегося, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Существует несколько основных форм применения ИКТ на уроках географии:
- использование огромной информационной базы в учебном процессе;
- применение ИКТ для организации подготовки учащихся к прохождению тестов по географии;
- применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.
В географии заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий. Современные школьники в большинстве своем, свободно ориентируются в компьютерном мире, сами ищут возможности использовать компьютер при выполнении заданий. Компьютерные технологии являются мощным средством обучения географии, которое способно значительно повысить эффективность восприятия географической информации. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения – один из важнейших методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с традиционными средствами обучения.
Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.
Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Современный учитель должен научить школьника не только тем знаниям и умениям, которые требует от него государственный стандарт, но и помочь творческим умам, жаждущим исследовать неизвестные области.
На уроках географии с применением ИКТ продолжается работа по закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность.
У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
Работа с компьютером дает возможность проявлять творчество, индивидуальность, избежать формального подхода при подготовке домашнего задания. Подготовка презентаций — творческий процесс, часто совместная деятельность учителя и ученика. Презентации эффективно используются на различных этапах урока и во внеурочной деятельности, что позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал. При подготовке презентации ученик проводит огромную исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, проявляет творческий подход к изучаемому предмету. В процессе демонстрации презентации приобретает опыт публичных выступлений, может выступить в роли учителя.
Трудно представить современного школьника, особенно старшеклассника, вообще не владеющего азами компьютерной грамотности, не умеющего пользоваться поисковыми системами Интернета, не знающего как нужно работать с информацией, дифференцировать ее, преобразовывать, хранить, передавать. Но нужно научить делать ребят это грамотно, правильно, с практической пользой для своего интеллекта и кругозора, а работая с какой-то темой не просто узнавать ее, а – исследовать, открывать в ней новое, находить решения выявленным проблемам, создавать проекты, творчески мыслить, быть познавательно активным и развивающимся человеком. Тогда современные школьники могут к окончанию обучения получить результаты, необходимые далее для жизни в информационном обществе.
Именно сейчас у современного учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ. ИКТ постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих. Мой опыт работы наглядно демонстрирует, что на уроках географии использование компьютерных технологий не просто возможно, но и необходимо.
Автор: Барилова Людмила, учитель географии, ХООШ № 122
Эта статья является первой в серии статей от Людмилы Дмитриевны о том, как использовать ИКТ на уроках географии.