К. Паустовский «Стальное колечко», 3 класс, литературное чтение
Цель:
- Обучать детей глубокому вдумчивому чтению –сопереживанию , пониманию основной идеи произведения через язык и эмоциональное восприятие содержания.
- Развивать умение определять авторские приемы и средства выразительности языка произведения.
- Развивать монологическую речь учащихся.
- Воспитывать любовь к ближнему, родне, природе.
Ход урока
1.Актуализация познавательного интереса.
Разогрев речевого аппарата (Наша Саша ела кашу).
Литературная разминка (кроссворд)
Тема: Литературные жанры.(Использование мультимединого оборудования)
- Небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.
- Произведение, отображающее чувства человека,имеющее ритм и рифму.
- Сказание о богатырях и исторических событиях.
- Произведение, исполняемое со сцены.
- Небольшой стишок, может состоять из выдуманных слов. Его цель- определить водящих в игре.
- Занимательное устное повествование с фантастическим вымыслом, в котором добро побеждает зло.
- Повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями.
- Какое ключевое слово получилось?
- Как оно связано с литературным чтением?
- Назовите лексическое значение слова КОЛЕЧКО.
- Прочитайте статью «Почему люди носят кольца?» (Индивидуальные карточки)
- Почему люди носят кольца?
В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением. Оно представлялось людям источником особой силы. Например, круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину. Кольца без паспорта могли рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.
- В Древней Греции и в Риме металл, из которого было, сделано кольцо указывал на положение человека в обществе. Так, рабы могли носить только железные кольца, вольноотпущенники — серебряные, а свободным дозволялось носить золото.
- На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.
С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. Хотя их роль была разная. Были такие перстни, в которых держали яд. А были кольца, которые несли любовь.(проверка понимания прочитанного)
С творчеством какого писателя мы знакомимся? Прочитайте несколько сведений из биографии К.Паустовского.
1) Знакомство с биографией автора. Чтение четверками. (Индивидуальные карточки)
- Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи.
- Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка — это книга.
- Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям.
- В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.
(Проверка понимания прочитанного)
-
Сообщение темы и цели урока.
-
Восприятие учебного материала.
- Подберите слова, которыми можно описать душевные чувства Варюши из-за потери колечка.(сожаление, грусть, жалость, безысходность, трагедия, злость на себя…)
- Прочитайте отрывок, в котором описаны Варюшины чувства.(с.113)
- Встретилось ли вам в тексте хоть одно из этих слов? Мы поняли состояние ее души из нескольких фраз: «…заплакала, пропало колечко!»
- В этом гениальность автора. Он сумел простыми словами дать нам понять состояние героини, заставил переживать, сочувствовать ей.
Словарно-лексическая работа в парах (правильный ответ-2 балла) (индивидуальная карточка)
Соотнеси слово и его лексическое значение.
- Курительный табак низшего сорта- ____________
- Звук, производимый ударом металла о металл или о камень-____________
- Свёрнутая из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса-________
- Из тонких досок из древесины хвойных пород-__________________________
- Возвышение, площадка для посадки пассажиров, погрузки багажа-_______
ПЛАТФОРМА, ЛЯЗГ, ЦИГАРКА, ТЕСОВЫЕ КРЫШИ, МАХОРка.
Проверка (на доске записываем правильные ответы)
Физ. минутка
Чтение 1 и 2 части текста.
- Какой вы представляете Варюшу?
- Что можете сказать о ее характере?
- Как к ней обращается солдат?
- Этот художественный прием называется СРАВНЕНИЕМ
Работа по индивидуальной карточке
Мини- тест «Самый внимательный» «Да — нет»
Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. ________________
В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. ___________
На платформе девочка встретила двух бойцов. ________________
Боец попросил подарить ему махорки. ________________
Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. ______________
Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. ________
Проверка: Нет, нет, да, нет, да, нет (правильный ответ-3 балла)
- Почему солдат подарил девочке колечко?
- Как вы думаете, оно действительно волшебное?
- Какие чудеса можно было совершить с помощью кольца?
- Про какой палец забыл сказать солдат?
- А какие бы чудеса вы хотели посмотреть?
Работа над ЖАНРОМ произведения.
- Как вы думаете, произведение К. Паустовского сказка или рассказ?
- Что роднит его с рассказом? Что со сказкой?К. Паустовский считал, что он написал сказку.
- Давайте пофантазируем. Придумайте свое продолжение этой истории.
- Будет ли продолжение зависеть от выбранного нами жанра? (Рассказ должен иметь реалистичный финал, а сказка — чудесный, сказочный)
- В финале надо решить главную проблему- дедушка должен выздороветь. (дедушка бросил курить и стал здоровым)
Чтение и обсуждение стихотворения (использование мультимедийного оборудования)
Я шёл домой со спортзанятий,
Меня окликнул мой приятель.
Он сигаретою дымил
И закурить мне предложил.
Но ведь куренье — это вред.
И я сказал: «Спасибо, нет.
-
Итог
- Какие чувства остались у вас после знакомства с этим произведением?
- Любит ли автор своих героев?
- Произведения К. Паустовского наполнены жизненной мудростью. (Вспоминаем прочитанные произведения «Кот-ворюга», «Заячьи лапы»)
-
Домашнее задание
Составление пересказа по опорам
- В какое время года описаны события рассказа? (среди зимы)
- Почему Варюша пошла в соседнее село? (вышла махорка)
- В какой день недели и куда пошла девочка? (воскресенье, село Переборы)
- Как досталась девочке махорка? (купила)
- Куда пошла Варюша? (на станцию)
- Кого встретила девочка на платформе? (два бойца)
- Что предложил боец девочке? (продать)
- Что на это ответила девочка? (возьми сколько надо)
- Чем отблагодарил боец Варюшу? (колечко)
- Что делала девочка дальше? (поблагодарила, побежала домой)
- Что случилось? (упало в снег)