К. Паустовский «Стальное колечко», 3 класс, литературное чтение

    Цель:

  • Обучать детей глубокому вдумчивому чтению –сопереживанию , пониманию основной  идеи произведения  через язык и эмоциональное восприятие содержания.
  •  Развивать умение определять авторские приемы и средства выразительности языка произведения.
  •  Развивать монологическую речь учащихся.
  •  Воспитывать любовь к ближнему, родне, природе.
Ход урока

1.Актуализация  познавательного интереса.

Разогрев речевого аппарата (Наша Саша ела кашу).

Литературная разминка (кроссворд)

Тема: Литературные жанры.(Использование мультимединого оборудования)

  1. Небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.
  2. Произведение, отображающее чувства человека,имеющее ритм и рифму.
  3. Сказание о богатырях и исторических событиях.
  4. Произведение, исполняемое со сцены.
  5. Небольшой стишок, может состоять из выдуманных слов. Его цель- определить водящих в игре.
  6. Занимательное устное повествование с фантастическим вымыслом, в котором добро побеждает зло.
  7. Повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями.
  • Какое ключевое слово получилось?
  • Как оно связано с литературным чтением?
  • Назовите лексическое значение слова КОЛЕЧКО.
  • Прочитайте статью «Почему люди носят кольца?» (Индивидуальные карточки)
  •  Почему люди носят кольца?

В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением. Оно представлялось людям источником особой силы. Например, круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину. Кольца без паспорта могли рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.

  1. В Древней Греции и в Риме металл, из которого было, сделано кольцо указывал на положение человека в обществе. Так, рабы могли носить только железные кольца, вольноотпущенники — серебряные, а свободным дозволялось носить золото.
  1. На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.

С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. Хотя их роль была разная. Были такие перстни, в которых держали яд. А были кольца, которые несли любовь.(проверка понимания прочитанного)

С творчеством какого писателя мы знакомимся? Прочитайте несколько сведений из биографии К.Паустовского.

1) Знакомство с биографией автора. Чтение четверками. (Индивидуальные карточки)

  1. Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи.
  2. Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка — это книга.
  3. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям.
  4. В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.

(Проверка понимания прочитанного)

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Восприятие учебного материала.

  • Подберите слова, которыми можно описать душевные чувства Варюши из-за потери колечка.(сожаление, грусть, жалость, безысходность, трагедия, злость на себя…)
  • Прочитайте отрывок, в котором описаны Варюшины чувства.(с.113)
  • Встретилось ли вам в тексте хоть одно из этих слов? Мы поняли состояние ее души из нескольких фраз: «…заплакала, пропало колечко!»
  • В этом гениальность автора. Он сумел простыми словами дать нам понять состояние героини, заставил переживать, сочувствовать ей.

Словарно-лексическая работа в парах (правильный ответ-2 балла) (индивидуальная карточка)

  Соотнеси слово и его лексическое значение.

  1. Курительный табак низшего сорта- ____________
  2. Звук, производимый ударом металла о металл или о камень-____________
  3. Свёрнутая из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса-________
  4. Из тонких досок из древесины хвойных пород-__________________________
  5. Возвышение, площадка для посадки пассажиров, погрузки багажа-_______

ПЛАТФОРМА, ЛЯЗГ, ЦИГАРКА, ТЕСОВЫЕ КРЫШИ, МАХОРка.

Проверка (на доске записываем правильные ответы)

Физ. минутка

Чтение 1 и 2 части текста.

  • Какой вы представляете Варюшу?
  • Что можете сказать о ее характере?
  • Как к ней обращается солдат?
  • Этот художественный прием называется СРАВНЕНИЕМ

Работа по индивидуальной карточке

Мини- тест «Самый внимательный» «Да — нет»

Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое.     ________________

В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. ___________

На платформе девочка встретила двух бойцов. ________________

Боец попросил подарить ему махорки. ________________

Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. ______________

Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. ________

Проверка: Нет, нет, да, нет, да, нет (правильный ответ-3 балла)

  • Почему солдат подарил девочке колечко?
  • Как вы думаете, оно действительно волшебное?
  • Какие чудеса можно было совершить с помощью кольца?
  • Про какой палец забыл сказать солдат?
  • А какие бы чудеса вы хотели посмотреть?

Работа над ЖАНРОМ произведения.

  • Как вы думаете, произведение К. Паустовского сказка или рассказ?
  • Что роднит его с рассказом? Что со сказкой?К. Паустовский считал, что он написал сказку.
  • Давайте пофантазируем. Придумайте свое продолжение этой истории.
  • Будет ли продолжение зависеть от выбранного нами жанра?  (Рассказ должен иметь реалистичный финал, а сказка — чудесный, сказочный)
  • В финале надо решить главную проблему- дедушка должен выздороветь. (дедушка бросил курить и стал здоровым)

Чтение и обсуждение стихотворения (использование мультимедийного оборудования)

Я шёл домой со спортзанятий,

 Меня окликнул мой приятель.

 Он сигаретою дымил

 И закурить мне предложил.

 Но ведь куренье — это вред.

 И я сказал: «Спасибо, нет.

  1. Итог

  • Какие чувства остались у вас после знакомства с этим произведением?
  • Любит ли автор своих героев?
  • Произведения К. Паустовского наполнены жизненной мудростью. (Вспоминаем прочитанные произведения «Кот-ворюга», «Заячьи лапы»)
  1. Домашнее задание

Составление пересказа по опорам

  1. В какое время года описаны события рассказа? (среди зимы)
  2. Почему Варюша пошла в соседнее село? (вышла махорка)
  3. В какой день недели и куда пошла девочка? (воскресенье, село Переборы)
  4. Как досталась девочке махорка? (купила)
  5. Куда пошла Варюша? (на станцию)
  6. Кого встретила девочка на платформе? (два бойца)
  7. Что предложил боец девочке? (продать)
  8. Что на это ответила девочка? (возьми сколько надо)
  9. Чем отблагодарил боец Варюшу? (колечко)
  10. Что делала девочка дальше? (поблагодарила, побежала домой)
  11. Что случилось? (упало в снег)
Автор урока Хорошева Елена Павловна, учитель начальных  классов ХООШ № 122,специалист высшей  категории, методист