Открытый урок – звучит торжественно и одновременно пугающе. Много ответственности, волнений, сомнений и переживаний. Каждый учитель сталкивается с открытым уроком в первый раз, но и потом острота ощущений не притупляется никогда. Даже если учитель работает много лет, провел не один десяток открытых уроков – каждый следующий открытый урок возвращает его в начало педагогической карьеры. Эта статья призвана дать общие рекомендации тем, кому предстоит дать открытый урок.

Как подготовить открытый урок

Первое, что нужно сделать учителю, это определиться с целью, которая является основной в самой необходимости провести открытый урок. Эта цель связана с реальными условиями, в которых будет проведен урок, и внутренней целью самого учителя.

Чаще всего проведение открытого урока связано с аттестацией педагогических работников, реже – это проведение в школе семинара для учителей или этап педагогического конкурса. Как только учитель понимает, для чего конкретно проводиться открытый урок, можно рассматривать и другие реальные условия, в которых урок будет проходить.

Проанализируйте существующие возможности – дети, с которыми вы работаете, учебную программу с точки зрения тем, изучаемых в этом классе. Выбирайте класс и приблизительную тему урока так, чтобы вы чувствовали себя комфортно как в детском коллективе, так и в учебном материале. В целом, именно комфортность для учителя и является главным индикатором необходимости делать то или иное действие.

Хорошо, если у вас есть временной запас на подготовку урока хотя бы в один месяц. Раньше, чем за месяц готовиться не всегда имеет смысл, во-первых, много чего может измениться в календарном планировании, в связи с разными школьными факторами, а во-вторых, нервное напряжение, которое рождают мысли об открытом уроке, может отрицательно повлиять на педагога.

Когда очерчены истинные цели проведения открытого урока, возраст детей и класс, ориентировочная тема урока, можно приступать к наброскам самого урока. Тут важно понять, в какой части изучения темы комфортно чувствует себя сам педагог, его ученики – новый материал, отработка навыка или закрепление изученного. В зависимости от этого выбирается конкретная дата открытого урока согласно календарного планирования.

Когда окончательная дата определена, прописываем открытый урок так, как будто это обычный урок на каждый день, в первой прикидке урок должен быть таким как обычно. Это важно, поскольку обычное комфортно не только для учителя, но и для детей. Последнее – залог успешного открытого урока, именно дети должны подтвердить профессионализм учителя, его возможности и показать, что он достоит звания «учитель». Не стоит на открытом уроке проводить то, чего дети никогда не делали, они не смогут поддержать своего педагога, могут растеряться и урок будет безнадежно испорчен.

Пусть в уроке не будет каких-то новомодных веяний, актуальных педагогических тенденций или трендов, ведь крепкий качественный урок, работающие, активные, уверенные в себе дети и учитель стоят намного большего, чем неудачные попытки повторить нечто из последних учительских семинаров.

Черновые наброски достаточно стандартного урока можно назвать скелетом урока, на который еще предстоит нарастить красоты и достопримечательности. Для этого нужно выяснить дидактические возможности конкретной школы или собственной квартиры. Например, если в школе есть проектор или интерактивная доска, то можно добавить презентацию к ходу урока, которая добавит красоты и динамичности, даже если обычно она не используется в уроках.

Часто дидактические и методические материалы для открытых уроков создаются учителями или членами их семей. Хорошо помню трехмерную модель пересекающихся плоскостей, созданную моим мужем для открытого урока и плакаты, раскрашиваемые моими собственными детьми накануне открытого урока. Кому из учителей не знакомы эти титанические усилия, прикладываемые к подготовке открытых уроков?

Когда подспорье, в виде наглядности, рассмотрено и добавлено, просмотрите урок на возможность использования групповой или парной работы. Если обычно на уроках не используется групповая работа, то на открытом уроке не стоит экспериментировать – дети могут запутаться и безнадежно подвести. Следует попробовать парную работу и сделайте это заранее в других уроках, проанализировать успешность такой формы в конкретных классах и только потом ставить эти формы в открытый урок.

Помните, что все, что делается в уроке должно быть понятно ученикам, не следует пытаться устроить фейерверк из форм и методов, которыми не владеете ни учитель в достаточной мере, ни его подопечные. В этом случае работает правило «лучше меньше да лучше».

Когда скелет прорисован, красота добавлена, нужно проанализировать результат с точки зрения времени. Ибо урок строго ограничен 45 минутами. Для качественного урока, окончание его по звонку — это правило хорошего тона и показатель профессионализма учителя. Часто сверку по времени легче проводить с другим учителем и коллег привлекать в подготовку отрытого урока нужно именно на этом этапе.

Взгляд со стороны, во-первых, может вернуть фантазии к реальности и не даст сделать откровенно не профессиональные действия. Во-вторых, поможет добавить новых ноток в звучании, но соглашаться на них можно, только в случае, если есть уверенность, что это пройдет в вашем исполнении. После такой консультации-диалога с коллегами открытый урок практически готов. На этом этапе уверенность учителя, проявившаяся на бумаге в виде плана урока, должна быть подтверждена конкретными действиями.

Тут важно попробовать урок с детьми, это не репетиция в прямом смысле этого слова, т.е. ни в коем случае не советую репетировать урок с классом, в котором будут присутствовать гости. Поскольку это не педагогично – учить детей обманывать и хитрить, ставить под сомнение свой авторитет, а ведь с этими ребятами сотрудничать и дальше.

Репетиция, в моем понимании, может проходить в параллельном классе, совпадающем по темам изучения. Не смотря на то, что дети другие, все равно можно выстроить временную линию урока, прочувствовать необходимость тех или иных украшений урока, а также понять детские возможности в выполнении ваших задумок.

Если нет параллельного класса в школе, то репетиция может быть кусочной, т.е. предлагайте детям формы и методы открытого урока, которые запланированы частично в уроках до открытого мероприятия. Это также поможет усовершенствовать ваши представления о планах и реальных возможностях.

Кроме прочего, консультации с коллегами и репетиции помогут обрести уверенность в своих силах, а это очень важно для открытого урока. Чем увереннее в себе учитель и его ученики, тем лучше реализация задуманного. Теперь, когда все спланировано и отработано, наступает запланированная дата, к которой вы готовы. Наденьте одежду, придающую вам уверенность в себе, проверьте все оборудование заранее, разложите дидактические материалы, просмотрите план-конспект урока, заведите детей в класс, поздоровайтесь с ними – и в добрый путь! У вас все получится!

Итак, подведем итоги. Как подготовить открытый урок

1. Определитесь с истинными целями и необходимости проведения открытого урока.

2. Кто будет гостями на вашем открытом уроке.

3. Определитесь с детским коллективом, в котором вы будете его проводить.

4. Выберите тему урока и ее место в курсе.

5. Постройте «скелет урока», опираясь на ваш стандартный урок.

6. Добавьте новых образовательных тенденций, исходя из ваших собственных возможностей, возможностей детей, с которыми вы работаете, а также учтите возможности школы.

7. Проконсультируйтесь с коллегами по поводу полученного результата.

8. Учтите, по возможности, предложенные варианты.

9. Отработайте заранее полученный набросок урока с детьми соответствующего возраста (но важно, что не с теми, с которыми давать открытый урок!) или, если нет такой возможности, то этапами в этом же классе.

10. Подготовьтесь к уроку в день Х, как с точки зрения дидактики и оборудования, так и точки зрения своего внешнего вида.

11. Доверьтесь детям и своему профессионализму – у вас все получиться. Удачи!

Мотивация профессионального роста в образовании — вопрос, который часто задают учителя.Зачем же принимать участие в профессиональных конкурсах