В статье представлена часть методической работы Ларисы Скоркиной, учителя начальных классов, Харьковской общеобразовательной школы № 122, о том, что можно и нужно делать в начальной школе. Как учить, какие особенности возраста использовать на пользу ученикам, на что обращать внимание при построении учебного процесса. Материал может быть полезен не только учителям начальной школы, но и репетиторам, психологам, педагогам, тьюторам.
В настоящее время начальная школа переживает качественно новый этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального обучения, на первый план которого выдвигается становление личности младшего школьника, развитие его сознания и способностей.

Начальная школа переходит на новый стандарт, поэтому очень важно, чтобы в процессе обучения уже в 1-ом классе был обеспечен постепенный переход младшего школьника от игровой деятельности в учебную деятельность, которая является ведущей в младшем школьном возрасте. Во многом успешность этого процесса определяется содержанием обучения, которое ребенок осваивает  в этот период, и способами его присвоения.

Начальная школа имеет следующие цели:

  • Сохранить душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка, что является необходимым условием успеха любой деятельности, в том числе и обучения.
  • Сформировать умение учиться. Умение учиться, доступное младшим школьникам, входит в число базисных способностей саморазвития;
  • Прививать навыки общения и сотрудничества.
Сфера общения - едва ли не главный источник эмоционального благополучия детей. [1, с. 10-12]

В системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова учебная деятельность рассматривается как особая форма активности ученика, направленная на изменение им самого себя как субъекта учения. Формирование учебной деятельности предполагает желание и умение учиться. Это невозможно без присутствия у учащегося адекватной самооценки и умения добывать знания в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми.

Шестилетний ребенок, который приходит в школу, не имеет этих педагогических черт. Для их появления необходима специальная организация учебного процесса.

Уже именно с 1 класса в системе развивающего обучения у детей закладываются основы учебного сотрудничества. Организация парной и групповой работы на уроке является обязательной составляющей этого сотрудничества. Взаимодействие «учитель-группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в этих классах.

В условиях коллективной поисковой деятельности дети учатся не только мыслить, но и общаться. Они овладевают способами сотрудничества в процессе решения учебных задач. То есть воспитание личности в развивающем обучении осуществляется не во внеклассных мероприятиях, а в самой учебной деятельности. [2, с. 39-40]

Групповая работа на уроке позволяет дать каждому ребенку:
  • эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие шестилетки и вообще младшие школьники не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера;
  • возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;
  • опыт выполнения тех учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В 1 классе — это функции контроля и оценки;

Групповая работа дает учителю, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание»: строить и человеческие, и деловые отношения детей. [3, с. 147]

Организованное взрослым сотрудничество детей на уроке является и необходимым условием передачи детям рефлексивного содержания учебной деятельности. С этой точки зрения сотрудничество со сверстниками нельзя рассматривать как один из приемов оптимизации труда учителя, оно является фундаментальным принципом обучения, направленного на воспитание учебной самостоятельности младших школьников.

Субъект коллективной деятельности появляется, когда группа, состоящая из индивидуальных субъектов деятельности, может выработать самостоятельно общие цели своей деятельности, зафиксировать их в задаче и найти средства ее решения. Дальнейшее развитие индивидуального субъекта как личности возможно лишь в условиях появления коллективного субъекта деятельности. Он и появляется в процессе выработки коллективных целей — сложного творческого процесса, сотрудничества индивидуальных субъектов на основе овладения принципами диалога. [2, с. 125]

Просуммировав все эффекты обучения, основанного на деловой соорганизованности учеников, получим следующий перечень:
  • возрастает объем усваиваемого материала, глубина его понимания;
  • на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  • ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся,
  • меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, прибавляется теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает;
  • дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя, они относятся к другим и себе с большим уважением,
  • растет и самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
  • дети, помогавшие в учебе своим товарищам, менее потребительски относятся к труду учителя; они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей, гуманистические мотивы поведения;
  • учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся: учитывать их  взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать разным группам задания, дифференцированные по трудности, уделять больше личного внимания «слабым» и «трудным» детям;
  • воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения.
Психология  признала общение и совместную деятельность со сверстниками одним из основных факторов психического развития ребенка, его необходимым условием. [5, с. 87]

Если говорить об основном личностном новообразовании младшего школьника, то им, по-видимому, является способность и потребность в построении отношений в любой совместной деятельности на основе норм сотрудничества, усвоенных при формировании учебной деятельности. Превращение их в основные ценности личности. Присвоив эти нормы совместной деятельности, ребенок начинает их распространять на всю сферу отношений с другими людьми и с окружающим миром. [1, с. 88]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. — Томск: «Пеленг», 1996. -160 с.
  2. Дусавицкий А.К. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. — Харьков: 2002. — 146 с.
  3. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. — М.: Издатель Рассказов А.И., 2004. — 304 с.
  4. Цукерман Г.А. Методика организации учебного сотрудничества в классе шестилеток на уроках чтения. — Москва, 1988.
  5. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? — Москва — Рига, ПЦ «Эксперимент», 2000. — 224 с.