Тема урока:  Кислоты (8 класс)

Разработала урок Мичковская Антонина Алексеевна, учитель химии и биологии, Краматорской общеобразовательной школы  ІІІІ ступени № 9

Цели урока:

1)​ Образовательные: сформировать представление о кислотах; умение определять кислоты, их состав, названия некоторых неорганических кислот; классифицировать кислоты по наличию кислорода и по числу атомов водорода в кислоте; отличать кислоты от оксидов по формуле; практически определять кислоты с помощью индикатора.

2)​ Развивающие: развивать связанную речь в процессе деятельности; развивать зрительную память; развивать внимание и восприятие; развивать мышление (обобщать, анализировать, классифицировать); развивать умение работать в парах.

3)​ Воспитательные: воспитывать толерантность, уважительное, терпимое отношение друг к другу, выслушивать ответы товарищей, умение бесконфликтно работать в парах.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, словесный, репродуктивный, частично — поисковый.

Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал, презентация, штатив для пробирок, пробирки (2 шт.), растворы серной кислоты,cоляной, лимонной, вода,индикаторы

Формы организации учебной деятельности: фронтальная; индивидуальная; работа в парах; практическая работа; групповая работа; работа с учебником.

План урока:
  1. Организационный этап.
  2. Активизация знаний. Повторение раннее изученного.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление знаний.
  5. Рефлексия. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Ход урока:

1.​ Организационный этап
2.​ Активизация знаний . Повторение раннее пройденного материала.

 Вспомним определения оксидов и оснований. Это пригодится в сегодняшних исследованиях.

Задание 1 :Разделите и запишите вещества в три колонки. H2S, Al(OH)3, H2SO4, P2O5, HCL, NaOH, Al2O3, HNO3, BaO, H3PO4, CO2.

 Оксиды  Основания    ?

— Вспомним, на какие классы классифицируют неорганические вещества? (На оксиды, основания, кислоты, и соли).

Двое обучающихся загадывают загадки: ( класс отвечает)

— Назовите, какие из них мы с вами уже изучили? (оксиды и основания).

— Какой класс неорганических соединений вы объединили в первой колонке? (Оксиды). На основании чего вы сделали такой вывод? (дают определение оксидам).

— Формулы, каких веществ вы написали во второй колонке? (Оснований).

        — Гидроксиды каких металлов являются щелочами?

  1. Новый материал

Проблемные вопросы:

-Какие же  вещества у нас записаны  в 3 колонке ? Что общего у них?

-Какой элемент присутствует во всех формулах? (учащиеся говорят, что везде есть водород).

— Где он расположен? (в начале).

— Какие на вкус лимон и аскорбиновая кислота. (Кислые).

Слово кислый имеет однокоренное слово кислота. Эти вещества в третьей колонке и называются кислоты.

Тема нашего сегодняшнего урока КИСЛОТЫ

Приведите примеры кислот, которые мы используем в своей жизни.

С понятием кислоты вы встречались неоднократно в бытовой жизни. Какие кислоты вам известны? Где встречаются эти кислоты?

  1. В составе кока-колы присутствует данное вещество. Популярный напиток широко применяется для очистки канализации, заржавевших болтов
  2. ( Так чем же она так опасна для нас ?)
  3. Кислоты встречаются на кухне, в аптечке. Кислоты есть и в организме живых существ. Наверняка те из вас, кто занимается спортом, слышали, что существует молочная кислота, которая образуется в мышцах при физической нагрузке, а в желудке у каждого из нас содержится соляная кислота, без которой невозможно полноценное функционирование организма. Вкус газированной воды в которой Н2СО3, некоторые органические кислоты: молочная при скисании молока или квашении капусты и при силосовании кормов для скота – молочная кислота ,лимонная, яблочная, щавелевая. При скисании виноградного сока получается уксусная кислота
  4. Ученики зачитывают свои сообщения
Если ты проглотил аскорбинку,

Твой организм получил витаминку.

Она закрывает болезни врата –

Аскорбиновая кислота.

Вы простудились – болит голова,

Вас аспирин выручает всегда.

Ну, и бесспорно, полезен лимон,

Кислотою, лимонной наполнен он.

Жуйте лимон, если горло болит,

Сок чудотворный вас исцелит.

Содержат кислоты – это не диво.

Есть в муравьях и крапиве – невинная,

С пользой для нас кислота муравьиная.

Жжёт она кожу, но есть в ней и прок-

Ваш ревматизм она вылечит в срок.

Лучше не жуйте косточки вишни,

Косточки сливы – это всё лишнее.

Будет вам плохо – диагноз такой:

Отравились синильной вы кислотой.

Мы оказались в лесу. Выберите те предметы, в которых содержатся кислоты.

Правильно – это МУРАВЬИНАЯ, ЩАВЕЛЕВАЯ, ЛИМОННАЯ, ЯБЛОЧНАЯ, МОЛОЧНАЯ, УГОЛЬНАЯ, СОЛЯНАЯ кислоты. А где используются кислоты человеком? в пищевой промышленности, в кулинарии, фармацевтике.

Кислоты имеют кислый вкус, но не следует пробовать на вкус все кислоты подряд, некоторые кислоты очень опасны и могут вызвать ожоги.!!!!

Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть её струёй воды. Приливать кислоту только в воду. Обработать 2% раствором гидрокарбонатом натрия.

Повторим правила ТБ: выполнять все указания учителя, не пробовать вещества на вкус, пробирку в руки не брать, не приступать к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать, обращаться с лабораторной посудой бережно и закончив работу, привести рабочее место в порядок.

Если кислоты такие опасные, как можно определить раствор кислоты среди других веществ, не пробуя на вкус, какие вещества для этого можно использовать?

 Какое можно выдвинуть предположение? (ребята отвечают – индикаторами). Дома вы должны были найти определение индикаторов в словарях и справочниках. Прочитайте, кто, что нашел.

Индикаторы — это  вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от реакции среды.

Сейчас вам предстоит исследовать выданные вам кислоты это соляная кислота и лимонная, на изменение окраски индикаторов в кислых средах. Обратите внимание они разные по агрегатному состоянию.

Для этого у вас имеются на партах инструктивные карточки и необходимое оборудование и реактивы. Читая внимательно инструкцию, выполните опыты, соблюдая правила техники безопасности. Итак, приступаем.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:

Лабораторный опыт. «Изменение окраски индикаторов в кислых средах».

Форма работы: парная.

   Задание: Исследовать окраску индикаторов в кислых средах.

   Оборудование и реактивы: 1 пробирка с соляной и 1 пробирка с лимонной кислотами, лакмусовая бумажка, фенолфталеин и метилоранж, вода.

Проведение исследовательского опыта и оформление результатов:

  • Смочите лакмусовую бумажку в первой пробирке с соляной кислотой, результаты исследований (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу. Затем в эту же пробирку добавьте фенолфталеина. Результаты исследований запишите в таблицу.
  • Во вторую пробирку добавьте метилоранжа. Результаты наблюдений сравните, и запишите в таблицу.
  • Повторите опыты, описанные выше (в пункте 2), используя две другие пробирки с лимонной кислотой предварительно их растворив.

Результаты наблюдений фиксируем в таблице

 ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ

Индикатор лакмус — красный,

Кислоту укажет ясно.

Индикатор лакмус — синий,

Щелочь здесь! Не будь разиней!

Индикатор Окраска индикатора в воде Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl) Окраска индикатора в лимонной кислоте
Лакмус Желтая
Фенолфталеин Бесцветная
Метилоранж Оранжевая
Обсуждение результатов и формулирование выводов:

Как можно определить раствор кислоты среди других веществ? (раствор кислоты среди других веществ можно определить с помощью индикаторов). Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах? (лакмус и метилоранж). Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах? (да).

Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах? (лакмус стал красным, а метилоранж – розовым).

На основании проведенных опытов сделаем выводы:

Независимо от вида кислот индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.С чем же это связано?

Для того чтобы объяснить сходные свойства кислот, необходимо изучить их состав.

Рассмотрим  формулу кислоты H2SO4.

На каком месте в формуле кислоты записывают знак водорода? (На первом).

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, все общие свойства кислот, кислый вкус, изменение окраски индикаторов, связаны с элементом водородом. Если закрыть водород, то остальная часть молекулы называется кислотным остатком.

Сколько частей можно выделить в молекулах кислот? (две: один — ион Н, другой – ион кислотного остатка).

Какое же можно дать определение кислотам из всего сказанного.

Упражнение «Микрофон» :

Класс поднимает руки и каждый высказывает свое мнение по этому поводу    

Определение : КИСЛОТЫ – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.

Задание : Представлены 3 кислоты HCl, H2SO4, H3PO4. Чем они отличаются? (Кислотными остатками).

А чем еще кроме разных кислотных остатков отличаются формулы этих кислот? (числом атомов водорода).

Как вы думаете можно ли по этому признаку классифицировать кислоты?

 Число атомов водорода называется основностью кислоты. Признак классификации – основность.

Какие бывают кислоты по основности? (Одноосновные, двухосновные, трехосновные). Как правило, кислотные остатки образуют элементы неметаллы, по ним называют кислоты.

К И С Л О Т Ы
Одноосновные Двухосновные Трехосновные
HNOазотная

HF фтороводородная

HCl хлороводородная

HBr бромоводородная

HI иодоводородная

H2SOсерная

H2SO3 сернистая

H2S сероводородная

H2COугольная

H2SiO3 кремниевая

H3PO4фосфорная

Прочитайте формулы кислот. А чем отличаются кислотные остатки в этих формулах? (есть или нет кислород). По наличию кислорода. Как классифицируют кислоты по этому признаку (Кислородосодержащие и бескислородные).

Классификация кислот

Органические — Уксусная, Лимонная, Яблочная, Муравьиная;

Неорганические — HCl, H2SO4, H3PO4, H2CO3, H2SiO3.

Классификация кислот по наличию в их составе кислорода:

Бескислородные, кислородосодержащие.

Классификация кислот по числу атомов водорода:

Одноосновные — HCL, HNO3

Двухосновные — H2SO4, H2SiO3

Трехосновные — H3PO4

Классификация кислот по растворимости в воде:

нерастворимые, растворимые

Классификация кислот по агрегатному состоянию:

— Газообразные (HCl, H2S)

— Жидкие (HNO3, H2SO4)

— Твердые (H3PO4, H2SiO3)

Получить кислородсодержащую кислоту можно при взаимодействии оксидов неметаллов с водой. Сейчас мы записываем не уравнение реакции, а складываем в столбик

   SO3      CO2       N2O3

+ H2 + H2O   + H2O

H2SO4     H2CO3    H2N2O4   /   HNO2

К каждому оксиду прибавляем молекулу воды. Суммируем. Дальше. Какой атом выписываем первым? Водород. Кислород суммируем в последнюю очередь. Если индексы можно сократить – сокращаем

Получить  безкислородную взаимодействием водорода и неметалла

H2                 H2       H2

+ Cl2    + Br2    + S__

H2Cl2      H2Br2       H2 S

индексы можно сократить – HCl    HBr

Названия кислотных остатков

 В хлориде хлор совсем один.

 Зато себе он господин.

 И отрицательным зарядом

 Делиться с братьями не надо.

Перхлорат с хлоратом-братом

 И хлорит с гипохлоритом

 Заявляют всем открыто:

 «Мы скромны и небогаты,

Хлор у нас — центральный атом,

 Но слывем вояками

И окислим всякого!»

А вот анионы кислот, содержащих серу:

Сульфит не путайте с сульфидом,

 Чтоб места не было обидам:

 Сульфиды — сероводорода

 Родня. И нет в них кислорода!

 А вот сульфит. Скорей смотри:

 В нем кислорода сразу три!

 Добавим кислорода атом —

 И познакомимся с сульфатом!

  1. Закрепление
  1. Ребята, подведем итог изученному, и вложим то что вы сегодня узнали в наше творческое задание , составим сенкан на тему « Кислоты»

 Кислота

  Жгучая  кислая

 Разъедает  взаимодействует обжигает

Есть во фруктах насекомых и у нас в желудке есть

    Реактив

 Упражнение «Третий лишний»

В каждой строчке следует вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся две других.

HCI
KCI
SO3
NaOH
H3BO3
Na2SO4
BaSO4
Mn2O7
MgOHCI
NaHCO3
H2SO4
H2SO3
KCIO3
AI(OH)3
CaS

 Упражнение « Поезд» .Дан текст в котором «спрятаны» формулы кислот, и нужно их найти и отделить «вагончики»

Na2OH2CO3Mg(OH)2BaSO4SO2HСIАI(OH)3KNO3MgOH3PO4HNO3Na2SLi2SO4AI2O3Ca(OH)2. Подчеркните их.

5.Подведение итогов урока. Рефлексия . Выставление оценок.

Продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке я узнал(а)…
  • Я научился (ась)…
  • Мне было непонятно…
  • Для меня этот урок…
  • Интерес вызвало …
  • Затруднения возникли когда…
Домашнее задание

Составить  Химический кроссворд.

1.Вместе с водородом создал воду

Людям, рыбам, птицам и всем зверям

Без него не мыслим мы природу

Возникло все живое через тебя

2.Сложное вещество, состоящее из двух химических элементов ,один из которых кислород со степень окисления -2.

3.Сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков

4.Главное ребята вес удельный мой!

Потому крылатый, что легкий я такой.

В небо самолеты без меня бы не летали

я во всех дюралях важный составной

  1. Самое распространенное, самое удивительное и самое необходимое вещество на нашей планете, 1/3 поверхности земного шара занято ею

6.Мельчайшая частица вещества, состоящая из электронов, протонов и нейтронов

7.Химический элемент, название которого состоит из двух млекопитающих

Ответы кроссворда:

1.К И С Л О Р О Д
2.О К С И Д
3.С О Л Ь
4.А Л Ю М И Н И Й
5.В О Д А
6.А Т О М
7.М Ы Ш Ь Я К