На этом ресурсе вы будете встречать такие понятия как «клиент» и «заказчик». Для репетиторов иногда бывает трудно употреблять эти и слова, не всегда понятно, что именно имеется в виду. Эти понятия являются рабочим инструментом, поэтому проясню, что имеется в виду и как это влияет на работу.

В бизнесе есть термин «клиент». Обычно таковым считается тот, кто пользуется вашими продуктами, товарами, услугами и прочее. Однако в образовании, особенно в случае, когда занимаешься обучением детей нужно четко понимать, что взаимоотношения «клиент-репетитор» несколько шире.

Итак, образовательные услуги могут быть реализованы по двум схемам.

1В этом случае все достаточно просто. Клиент сам учится, сам платит и выстраивает отношения с вами, как репетитором. А вы – учите и помогаете расти своему клиенту в том предмете, что излагаете.

Такая схема свойственна ситуации обучения взрослых людей взрослыми людьми. Имеет свои плюсы. Самый очевидный – это малое число людей, включенных во взаимодействие.

Однако большинство репетиторов имеет дело с другой схемой

2Здесь заказчик и клиент – разные люди, связанные отношениями. Если речь идет об обучении взрослых, то такая схема возможна в случае заказа обучения руководителем организации. Например, ваша задача обучить английскому языку весь персонал организации. И отношения между заказчиком и клиентом производственные, по типу «начальник-подчиненный».

Вы как репетитор столкнетесь с проблемами этих отношений. Мотивация клиентов скорее всего будет не такой как у их руководителя, если вы учите взрослых людей. А учить вам.

Однако такая практика у репетиторов не очень распространена. Чаще отношения между клиентом и заказчиком – родственные. К вам приводят ребенка, мама или папа. Иногда бабушка или дедушка. Кстати, в последнем случае, узнавайте, кто будет оплачивать ваши услуги. На всякий случай, потому что случаи бывают разные.

Проблема таких триадных отношений «заказчик-репетитор-клиент» состоит в мотивации обращения за вашими услугами всех сторон и регулярности оплат. По оплате проще – договаривайтесь в первую встречу и строго соблюдайте договоренности. С мотивацией же нужно работать постоянно, начиная с первого занятия

  1. В первую встречу нужно прояснять, что хотят все стороны.

Не слушайте только родителя, пусть ребенок в присутствии родителя озвучит, что он ждет от встреч с репетитором. Это так же входит в договоренности, контракт между вами и заказчиком.

Ведь если ребенок противится вашим занятиям – вы не можете гарантировать никакого результата. Вы будете работать с сопротивлением. А это требует времени.

Если ребенок слишком мал, чтобы озвучить свои мотивы, внимательно смотрите за поведением малыша и его мамы, много информации дает общение в вашем присутствии пары «мама-ребенок». Обращайте на это внимание мамы и проясняйте ее ожидания от ваших занятий.

мозаикаВебинар по мотивации Увлекаем и мотивируем на учебу.
Статья для родителей и педагогов Мотивация подростков

2. Работа с заказчиком – это общение с родителями

Я называю это социальным сопровождением. Родители могут позвонить вам в сложной для них ситуации, касающейся ребенка и поговорить с вами. Общаться с заказчиком важный аспект работы репетитора, ведь деньги платят родители и они хотят точно знать, что вложения в ребенка результативны.

Демонстрируйте результаты, корректируйте ожидания от занятий, станьте авторитетным консультантом в вопросах воспитания и обучения детей в глазах родителей. Это станет основой сарафанного радио. Ведь родители приводят новых клиентов много чаще, чем дети. Решение о том, чтобы с вами сотрудничать принимают не дети, а родители.

Так что работа с заказчиком репетиторских услуг то же маркетинговый инструмент, весьма полезный и в качественном их оказании репетиторских услуг для всех сторон, и в рекламе вашей работы.

Хотите быть всегда в курсе событий Клуба репетиторов?подпишись