Новая статья Светланы Волошиной, репетитора из Днепропетровска. Тема очень актуальная, варианты решения проблемы весьма просты. Однако всегда ли вы делаете именно так? Проверьте себя!

Бывало ли с вами такое, что читаете вы книгу, перелистываете страницу за страницей, а потом ловите себя на мысли, что ничего не помните из прочитанного, да и вообще вы где-то далеко-далеко от сюжета? Также и репетитор: объясняет материал, а потом глядь на ученика, а взгляд его отсутствует, он физически с вами, а мысли его улетучились в другой, возможно более интересный мир. Как же удержать внимание ученика? Как сделать так, чтобы он был с вами рядом?

Видео по статье Светланы от Ирины Назаренко, директора репетиторского центра ДЗЕТА (Кременчуг)

Еще вебинар от Ирины Назаренко о том, как репетитору сделать обучение увлекательным

Самый главное – это ваш взгляд. Обычно репетитор сидит рядом с учеником. Как только вы отрываете взгляд от тетради или книги, то сразу же переводите его на ученика. Тем самым вы контролируете его сознание: присутствует ли ученик на уроке своими мыслями, понятен ли ему материал или что-то надо повторить еще раз. На самом деле по взгляду вы поймете многое, и это позволит вам «держать руку на пульсе».

Тем более стоит смотреть в глаза ученику, когда он вам что-то говорит. Ваш отсутствующий взгляд также способствует тому, что ученик потеряет интерес к уроку.

Идем дальше. Ваша речь. Кроме того, что она должна быть умной и по существу, речь не должна быть монотонной, убаюкивающий. Говорите живо, в меру эмоционально и чуть-чуть с интригой «А что же будет дальше?»

Вовлекайте ученика в процесс объяснения. Попросите его помочь сделать вспомогательные вычисления, нарисовать схему или чертеж, поразмышляйте вместе, где можно использовать изучаемый материал в жизни и т.д. У ребенка появляется чувство собственной значимости и, как следствие, интерес к происходящему.

Теперь коснемся мимики лица. Не сжимайте губы и не стискивайте зубы. Ребенок чувствует такую агрессию, у некоторых (особенно маленьких) учеников может появиться страх, который сослужит вам плохую службу. Оставьте все свои проблемы за пределами занятия, пусть ваше лицо излучает обаяние и собственный интерес к предмету.

«Ну а что же с предметом?» — спросите вы. «Неужели самим предметом нельзя удержать внимание ученика?» Вспомните, когда вы учились в школе. Заболел учитель, и вам поставили замену. Предмет вроде тот же самый, но вы не можете сконцентрироваться и все чаще поглядываете в окно. «То ли тема неинтересная, то ли настроение у меня сегодня не то?» — думали вы. Не первое и не второе. Просто учитель не смог удержать ваше внимание.

Итак, делаем выводы. Взгляд, речь, вовлечение ученика в объяснительный процесс, мимика лица, огромная любовь к предмету и ученику и вам не придется просить: «Минуточку внимания!»