автор текста: Людмила Барилова, учитель географии, средней общеобразовательной школы 122, г. Харьков

Почему? Ну, почему мне досталась такая тема для дипломной работы в университете  - «Внешкольная и внеклассная работа по географии в школе»?  Я и в школе то не собиралась работать. Но зигзаги судьбы сильнее и мудрее нас. 

Я стала учителем географии. Меня стали окружать дети, разные дети, одаренные дети.

Свою основную педагогическую деятельность в Харьковской средней общеобразовательной школе я начала в 1997 году. На протяжении многих лет работала с учащимися разных возрастных групп.

В школе создана эффективная система работы с одаренными детьми, которая работает на достижение стратегической цели развития школы.

Современная жизнь ставит перед человеком множество нестандартных проблем. Умение решать их творчески, с оптимальным эффектом определяет его благополучие. У выпускника современной школы должны быть сформулированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентноспособным.

Многолетняя педагогическая деятельность и разнообразие творческого проявления учащихся помогли мне понять, что для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к учениками и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда. Задача педагога раскрыть природные способности ребенка и помочь ребенку познать мир своим путем.

Таким образом, современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи. Проблема детской одаренности имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей условий для развития одаренности (один из основных нормативных документов — Наказ МОН України від 27.08.2013 №1236 »Про затвердження Положення про Банк інтелектуальних досягнень дітей та Положення про Експертну раду для визначення найкращих інтелектуальних досягнень дітей’‘).

Необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка.

Работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках, где задействовано 100% учащихся. Учителя школы на своих уроках не только закладывают базовые знания по предметам, но и создают условия для развития и проявления детской одаренности. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих десятилетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности.

Одаренного ребенка отличает  повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна, в которую он погружается полностью. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

        Что такое детская одаренность и какого ребенка можно считать одаренным?

Общеизвестно, что это дети с особыми образовательными потребностями. К таковым можно отнести и способных, высокомотивированных учащихся. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. В последние годы проблема создания условий для развития детской одаренности становится очевидной. Совместная работа с одаренными детьми для учителя радость и большая ответственность.

Главная проблема в отношении одаренных детей состоит в том, чтобы в школе уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали их особенностям.  Научно-исследовательская работа,  предметные олимпиады являются  формами работы с одаренными, талантливыми, высокомотивированными учащимися.

В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.

Воспитание и обучение одаренных детей – непростая задача для любой школы: это и соответствующее воспитание и просвещение родителей, и соответствующая подготовка учителей — подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами.

Учитель для одаренных детей должен быть личностью. Одаренный ребенок ждет учителя, который создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе, использует различные стратегии, обучения, поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня и проявляет уважение к яркой индивидуальности.

Наше внимание к одаренным детям должно органически  вписываться  в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям.

             Учитель, работающий с одаренными детьми, должен обладать следующими характеристиками:

  • высокая профессиональная компетентность и увлеченность своим делом;
  • способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • постоянное развитие собственных интеллектуальных способностей;
  • общая эрудированность;
  • владение современными педагогическими технологиями;
  • высокий уровень психологической подготовки.

Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. Несмотря на более высокие способности в отдельных предметных общеобразовательных областях или в других областях, не включенных в содержание общего среднего образования, для многих одаренных детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелегким делом.  Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями-предметниками, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

        В работе с высокомотивированными и одаренными учащимися использую такие известные элементы как:

  1. дифференцированность обучения, основанная на заинтересованности и готовности учеников к обучению;
  2. индивидуализация обучения, создающая предпосылки для развития интересов и специальных способностей ученика;
  3. воспитывающая среда (перенос акцентов с обучения на воспитание, признание за воспитанием ведущей роли);
  4. развивающая среда (развитие внутреннего  потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем, уметь ставить цель, искать способы её достижения);
  5. умение устанавливать причинно-следственные связи (развивать логическое мышление, основываясь на межпредметных связях).

Такая работа помогает понять, что у одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет погрузиться в творческий процесс самообучения, т.е. научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых  знаний. В свою очередь данные качества детей помогают им готовиться олимпиадам и турнирам.

Становится понятным, что развитие творческой одаренности идет через систему дополнительного образования. Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Моя работа с одаренными детьми требует много времени, внимания и душевного тепла.  Моя задача – так построить учебную и внеучебную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие  в себе ростки опережающего развития в той или иной области , были замечены, развиты и реализованы в моей педагогической деятельности с этими детьми. Далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. Поддержать одаренного ребенка может в первую очередь семья и школа. Моя деятельность по выявлению, развитию  одаренных детей на школьном уровне поддерживается администрацией школы.

Соответственно, цель работы школы: создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития способных и одаренных детей.

Хочется рассказать об ученице 11-го класса Екатерине, активной участнице турниров по моим предметам (география и экономика) с 9-го класса, которая по своей инициативе в этом учебном году взяла обязанности капитана команды районного этапа и подготовку самых проблематичных вопросов.

Всегда была уверена, что существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлеченность. В данном случае выступала в качестве координатора  для дальнейшего ее оптимального развития, а так же с целью на качественный скачок в развитии ее способностей. Екатерина была участницей турнира в нашем районе (самый большой район г. Харькова), защищая честь моей школы с другими учениками нашей школы, городского этапа и Украины.

Увидела, что Екатерина имеет более высокие по сравнению с большинством остальных школьников-сверстников интеллектуальные способности по географии, творческие проявления, имеет активную, познавательную потребность, пользуется всем межпредметным багажом знаний в необходимых ситуациях,  испытывает радость от умственного труда. Работая  ежегодно с высокомотивированными детьми поняла, что турнир, как одна из форм выявления одаренных детей, должна не пугать и отталкивать своей сложностью, а привлекать и стимулировать их к дальнейшему развитию своего творческого потенциала.

Работу с одарёнными детьми рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень самообразования, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися были сделаны следующие выводы:
  • работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения;
  • работа должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;
  • проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;
  • ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.

Понимаю, как и любой учитель, что способности развиваются в деятельности. В подтверждение хочу и закончить словами Сухомлинского В.А. : «Ученик умственно воспитывается лишь тогда, … когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости».