Продолжаем публиковать статьи успешного репетитора Светланы Волошиной. Сегодня статья посвящена извечному учительскому страху «все идет не по плану» и «мы не успеем сделать все, что положено». И многим другим страхам, которые связанны с планированием работы с учениками. Мнение опытного профессионала о том, что важнее «план занятия» или «конкретный ребенок», а так же советы, как преодолеть трудности в выполнении плана занятия.

Безусловно по плану работать проще и, наверное, правильно. В некоторых случаях работать по плану удается и вполне успешно. Но чаще всего план приходится отложить в сторону и буквально на ходу его менять.

Опытному репетитору не сложно перестроится на новый лад, новички же часто теряются, им кажется, что, отклоняясь от плана, они делают недопустимые вещи. Готовясь к занятию заранее, такие репетиторы панически бояться не выполнить задуманного (подобные страхи особенно свойственны школьным учителям). Что же можно посоветовать в таких случаях?

Для начала выделим ситуации, когда приходится менять план занятий:

  1. Запланированная тема опирается на материал, изученный ранее, а ученик его не знает, не понял или слабо в нем разбирается.
  2. У ученика слабый темп и вы чувствуете, что не успеете охватить запланированный материал.
  3. Ученик очень эмоционален в связи с прошедшим в школе мероприятием (ярмарка, дискотека и т.п.).
  4. Ученик сообщает вам, что завтра у него контрольная работа и необходимо к ней подготовиться.

Теперь разберем, как выйти из каждой сложившейся ситуации и при этом не отстать от запланированного.

В первом случае необходимо вернуться к пробелам в знаниях ученика ровно на столько, на сколько требует тема сегодняшнего урока. А на заметку себе взять тот факт, что на последующих уроках стоит вновь вернуться к непонятному материалу и убедиться, что пробел устранен.

Во втором случае выясните, почему ребенок медлит. Если ученик неважно себя чувствует, но занятие решил не пропускать, но темп действительно придется снизить. Разбирайте только самое важное, без лишних углублений (оставьте их на следующий урок), старайтесь всю терминологию довести до максимальной простоты. Если же у ученика плохое настроение, то вам придется стать психологом и, либо выслушать проблему ребенка (если он, конечно, этого пожелает), либо тактично, но настойчиво продолжить занятие, показывая всем своим видом, что все нормально и жизнь идет своим чередом.

В третьем случае, вам придется быть самому максимально спокойным и направлять ученика в русло урока, но по плану у вас точно работать не получится. Можно сказать ученику так: «Я очень рада, что в школе у вас прошло все замечательно, но сначала давай дорешаем этот номер, а потом ты расскажешь». И при этом периодически указывать на часы. Все слова типа «ты не за этим сюда пришел», «давай решай, мне неинтересны твои дела» стоит вообще забыть, они не только вам не помогут, но и будут работать против вас.

В четвертом случае вообще нет ничего страшного. Вы откладываете свой план и концентрируетесь на том, какие задания могут быть на контрольной работе. Очень быстро подбираете материал по темам, которые будут включены в контрольную работу, и повторяете его вместе с учеником.

И самое главное. Не бойтесь экспромта. Главное – это ваши знания, наличие достаточного количества вспомогательного учебного материала и ваша уверенность в том, что вы делаете.