Продолжаем серию статей Людмилы Бариловой, учителя географии харьковской школы, об использовании ИКТ на уроках географии. Это статья посвящена подготовке к проектированию урока с использованием ИКТ

Подготовка к уроку один из самых важных этапов для учителя. Поэтому обратим внимание на разные составляющие это процесса. Итак, подготовка к проектированию урока с использованием ИКТ обычно включает в себя следующее:

  1. Определение роли и места предстоящего урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями.
  2. Формулировка целей и задач урока с учетом психологических и возрастных особенностей класса.
  3. Планирование образовательных продуктов, которые будут созданы учениками в результате занятия.
  4. Уточнение способов контроля и оценки уровня достижения каждой из целей урока.
  5. Изучение учебников, методических пособий, электронных изданий образовательного направления по данной теме.
  6. Выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих образовательной деятельности учащихся.
  7. Выбор форм и способов организации этой деятельности.
  8. Отбор минимального содержания учебного материала для урока, выбор формы его проведения (компьютерная лекция, диспут, семинар, практикум по решению задач, компьютерная лабораторная работа и т.д.), основных видов деятельности учеников.
  9. Оценка вариантов реализации учебной ситуации — с применением компьютера и без применения.
  10. Разработка структуры, планирование этапов урока.

Уроки окружающего мира, в частности географии, с использованием ИКТ кроме непосредственно учебных целей по предметам, имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

  • получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации
  • умений пользоваться
  • управлять ей для различных практических целей
  • овладение современными информационными – коммуникационными технологиями (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

К наиболее часто используемым ИКТ в учебном процессе относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
    интерактивные доски,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
    видео и аудиотехника,
  • интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,
  • интерактивные конференции и конкурсы,
  • материалы для дистанционного обучения,
  • научно-исследовательские работы и проекты.

Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам, в том числе и по географии. Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) будет способствовать формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий.

Интересны так же различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Однако, не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с ИКТ.

В зависимости от дидактических целей и специфики учебного курса и учебного предмета можно выделить такие виды компьютерных программ:

  • учебные,
  • тренажёры,
  • контролирующие,
  • демонстрационные
  • имитационные,
  • справочно-информационные,
  • мультимедиа-учебники.

Наиболее часто в своей работе учителя используют демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки — презентации, разработанные при помощи Power Point и Movie Maker.

Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.

Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point — это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции могут использоваться различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты.
Известный факт, что эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.

Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования с целью глубокого понимания учащимися темы (или раздела). Использование для этого презентации может происходить по – разному. Можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала

Из собственного опыта знаю, тчо после таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.
Чаще всего в своей практике провожу уроки комбинированного типа, где присутствует опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Объяснение же нового материала происходит с использованием средств, описанных ранее.
Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся.

Статьи по теме, того же автора

Использование ИКТ на уроках географии

Учитель в информационно-образовательной среде