Урок зарубежной литературы, автор урока: Чеснокова Н.Е., учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР, Харьковской общеобразовательной школы № 122.

Еще одна публикация этого автора Профилактика правонарушений

Тема урока: «Проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу» (Л. Н. Толстой. «После бала»)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Вид урока: урок-рассуждение с элементами дискуссии

Цели урока:

Учебные:

предполагается, что к окончанию урока учащиеся

  • раскроют писательский замысел и узнают о реалистической основе произведения,
  • в процессе аналитической работы над рассказом осмыслят основной конфликт, обнажающий социальные противоречия царской России и раскрывающий проблему моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу;

Развивающие:

  • развитие умения анализировать образы-персонажи с учетом авторской позиции;
  • развитие познавательных умений учащихся, умений производить учебно-логические действия (анализ, выделение главного, вывод);
  • формирование навыка вдумчивого и осмысленного чтения, осознания роли детали в произведении;
  • осознание связи литературы с историей, религией, живописью, музыкой;

Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности за все совершаемое в жизни, гуманизма через осмысление и анализ художественного текста.

Музыкальное оформление урока: Г.В. Свиридов. Вальс к кинофильму «Метель»; Марчелло Аджио «Музыка и вечность»;

Оборудование и учебные материалы: учебник, мультимедийная презентация,  рабочая карта урока, карточки для работы групп.

 Ход урока

I этап. Ориентировочно-мотивационный (до 10 мин.)

-Здравствуйте, дети. Присаживайтесь.

СЛАЙД 2. (ТОЛСТОЙ)

-Сядьте поудобнее, посмотрите на слайд и попытайтесь представить.

(Включение музыки, чтение слов)

— Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное

дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника. Присядем рядом с этим мудрым человеком,

прислушаемся сердцем к тем истинам и откровениям, которые он хотел донести до нас.

СЛАЙД 3. (ЭПИГРАФ)

 -Я хочу вам прочесть эпиграф к нашему уроку:

«Ты думал, что жизнь только в тебе, но я сдернул с тебя покрывало обмана, и ты увидел, что, делая зло другим, ты делал его себе. Жизнь одна во всем, и ты проявляешь в себе только часть этой одной жизни. И только в этой одной части жизни, в себе, ты сможешь улучшить или ухудшить, увеличить или уменьшить жизнь»

Л.Н.Толстой  «Ассирийский царь   Асархадон»

— Как вы понимаете эти слова?

— Как вы думаете, почему именно этот эпиграф я взяла к сегодняшнему уроку? Связан ли он как-то с изученным произведением?

— Предположите, какая тема урока, с чем она связана?

СЛАЙД 4. (ТЕМА УРОКА)

Запись даты, темы в тетрадь (НА ДОСКЕ ВЫВЕСИТЬ ТЕМУ) 

 -Нужно ли говорить об этом в нашем, современном мире? Почему?

  1. Целеполагание.

 — У каждого из вас на парте есть рабочая карта урока. Давайте сейчас в ней запишем, какую именно, каждый сам для себя, ставит цель на сегодняшнем  уроке (ПРОПУСКАЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕМЫ УРОКА)? (зачитать несколько).

— Вы видите табличку «Самооценка». А теперь в первой колонке таблички поставьте себе оценку, которую вы прогнозируете для себя получить на этом уроке. Кто спрогнозировал от 10 до 12? От 7 до 8? От 4 до 6? От 1 до 3?

  1. Восприятие учениками проблемы урока.

СЛАЙД 5. (НАЗВАНИЯ РАССКАЗА)

— Известно, что первоначально рассказ назывался по-другому: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…».

Почему писатель остановился на названии «После бала»?» (события, произошедшие после бала у губернского предводителя, изменили  всю дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, а именно: он отказался служить в армии, да и «любовь к Вареньке сошла на нет».)

-Какой жизненный выбор сделал для себя Иван Васильевич после увиденного на улице?

— На чьи судьбы повлиял его выбор?

— Итак, проблема сегодняшнего урока, которую нам предстоит решить:

СЛАЙД 6. (ПРОБЛЕМА УРОКА)

— Какова жизненная позиция Ивана Васильевича и как она повлияла на его судьбу?

(Запись проблемы на доске и в тетради, ВЫВЕСИТЬ НА ДОСКУ)

 II этап. Операционно-познавательный (до 20 мин.)

 — Ребята, скажите, условно из скольких частей состоит рассказ,  назовите.

Я предлагаю вам окунуться в атмосферу нашего произведения.

 — Какое было домашнее задание? (Выписать слова)

— Я предлагаю вам сейчас в группах обобщить роботу, проделанную дома.

СЛАЙД 7. (ТАБЛИЦА)

— Вы должны заполнить табличку, пользуясь материалами, которые вы выписали дома.

1,3 группа —  работает над первой частью произведения, 2,4 – над второй. Не больше пяти минут.

СЛАЙД 8.+ МУЗЫКА (БАЛ)

— Начнем с первой части «На балу». Что получилось? (зачитывание)

  1. Чувства:

Влюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, доволен, счастлив, блажен, добр

  1. Эпитеты

Грациозная, ласковые, милые, сияющие, красивый, высокий, статный, свежий, блестящий, радостный

  1. Цвет

Белый, розовый, румяный, серебряные, светло

  1. Звуки

Мазурка, вальс, полька, кадриль

— Исходя из всего нами сказанного, скажите, что ценил И.В. в жизни?

(Запись на доске в колонке «Жизненные ценности»)

— Как вы думаете, совпадают ли жизненные ценности полковника и И.В. на балу? Докажите.

— Скажите, а в какой день проводился бал?

( в последний день Масленицы – Прощенное воскресенье)

— Кто знает, что это за день?

-Давайте обратимся к информационному центру

СЛАЙД 9.(ХРИСТОС)

Работа информационного центра (о прощеном воскресении)

— Как вы думаете, с какой целью Толстой ввел эту дополнительную информацию в рассказ?

— Итак, вторая часть «После бала»

СЛАЙД 10.+ МУЗЫКА (НАКАЗАНИЕ СОЛДАТА)

  1. Чувства:

Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет

  1. Эпитеты

Жестокая, нехорошая музыка, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, испуганный, грозно, злобно, гневный

  1. Цвет

Черный, красное, пестрое, белые

  1. Звуки

Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос

—  Исходя из названного нами, что не нравилось И.В., что вызывало в нем неприятие?  (запись на доске)

 —  Прежде, чем сравнить жизненные ценности И.В. и полковника во второй части рассказа, давайте послушаем информационные сообщения.

— Работа информационного центра.

СЛАЙД 11. (НИКОЛАЙ 1)

 Характеристика исторической эпохи.   (40-е годы XIX века, время правления Николая I)

 СЛАЙД 12. (СОЛДАТЫ)

 Сообщение о наказании шпицрутенами.

 — Сравним  жизненные ценности И.В. и полковника во второй части рассказа? Совпадают ли они?

— Как вы думаете, нравилась ли полковнику эта ситуация?

— Давайте разберемся в противоречиях полковника.

— Что заставляет его так поступать?

(Приказ свыше, его долг  — выполнить приказ)

— Мы сказали, что жизненные ценности в первой части совпадают (любовь, доброта), но на службе  -нет. Что происходит с человеком, когда ему приходится так жить?

— А как это качество называется? (Лицемерие)

 СЛАЙД 13. (МАСКИ)

 — А какова жизненная позиция И.В (он не захотел так жить).

 Давайте возвратимся к нашему проблемному вопросу:

— Мы уже сказали, какова жизненная позиция И.В.  Как повлияла жизненная позиция Ивана Васильевича на его судьбу?

(он стал всеми уважаемым человеком, повлиял на судьбы других людей,  но при этом остался самим собой, человеком,  не преступающим через моральные законы)

 III этап. Контрольно-коррекционный (до 15 мин.)

 — Ребята, попробуйте сформулировать проблемы, которые ставит в своём рассказе  Л.Н.Толстой.

Социально-нравственные проблемы:

— проблема добра и зла;

— проблема нравственного выбора человека;

— проблема ответственности каждого человека  за всё, происходящее в обществе. (тема урока).

— проблема поиска смысла жизни

(зачитать)  Актуальны ли эти проблемы сейчас? Почему? Ведь прошло уже столько времени.  Что нужно сделать, чтобы этих проблем не было?

С чего начать?

Рефлексия.

— Давайте начнем с себя и проведем такую работу.

СЛАЙД 13. (ТАБЛИЦА СО СЛОВАМИ)

Вам нужно дополнить слова Л.Н.Толстого о смысле жизни. (будет два варианта, если согласны с первым – поднимите правую руку, если со – вторым).

«Смысл жизни в служении_______(себе, людям). Жить для одного себя_____  можно, нельзя). Это духовная _____(жизнь, смерть).

Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе _____(любви, ненависти, добра, зла)».

— Помните, это ваш ВЫБОР, и у каждого он свой.

— Скажите, к какому выводу мы пришли на уроке, что автор нам хотел донести этим произведением?

— Обратимся к рабочей карте, достигнуты ли цели, поставленные нами на уроке?

— А теперь поставьте оценки себе по результатам урока?

У кого совпали? А у кого нет?   Какие причины?

Оценивает работу учеников на уроке.

СЛАЙД 14. (ДОМ.ЗАДАНИЕ)

  Домашнее задание.

1 ур. – составить план характеристики  героя прозведения Ивана Васильевича.

2 ур. – составить характеристику Ивана Васильевича  по плану

3 ур. – придумать современный вариант развития сюжета данного произведения (рассказать о разных вариантах концовки Толстого)

Черновой вариант рассказа

«Я реже стал видеться с ней. И

любовь моя так и кончилась ничем,

а я поступил, как хотел, в военную

службу и старался выработать в себе

такое же твёрдое сознание своего

долга, как у полковника. И только к

старости теперь понял весь ужас

того, что я видел и что сам делал».

 

Окончательный вариант

рассказа

«Если это делалось с такой

уверенностью и признавалось всеми

необходимыми, то, стало быть, они

знали что – то такое, чего я не

знал,»- думал я и старался узнать

это. Но сколько ни старался – и

потом не мог узнать этого. А не

узнав, не мог поступить в военную

службу, как хотел прежде…»

         СЛАЙД 15. (ЦИТАТА)

 Завершить урок я хочу цитатой  Л.Н. Тостого

«Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той

мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело

человека – не стараться светить, но стараться очищать себя».

                                                                                                  Л.Н. Толстой

СЛАЙД 16 (КЛИП).

— А теперь останьтесь на минуту наедине с собой и теми выводами, которые вы сделали, и ответьте только себе: живете ли

вы по законам нравственности и человечности или вам предстоит все же сделать шаг к очищению себя.

СЛАЙД 17 (МОТИВАТОР). СЛОВА БЕРНАРДА ШОУ

 Рабочая карта урока

 «Ты думал, что жизнь только в тебе, но я сдернул с тебя покрывало обмана, и ты увидел, что, делая зло другим, ты делал его себе. Жизнь одна во всем, и ты проявляешь в себе только часть этой одной жизни. И только в этой одной части жизни, в себе, ты сможешь улучшить или ухудшить, увеличить или уменьшить жизнь »

Л.Н.Толстой «Ассирийский царь   Асархадон»

Мои цели:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самооценка
Начало урока Конец урока

Рабочая карта урока

 «Ты думал, что жизнь только в тебе, но я сдернул с тебя покрывало обмана, и ты увидел, что, делая зло другим, ты делал его себе. Жизнь одна во всем, и ты проявляешь в себе только часть этой одной жизни. И только в этой одной части жизни, в себе, ты сможешь улучшить или ухудшить, увеличить или уменьшить жизнь »

Л.Н.Толстой «Ассирийский царь   Асархадон»

Мои цели:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самооценка
Начало урока Конец урока

 

 

Карточка для работы группы

Характеристики                 На балу После бала
Чувства
Эпитеты
Цвет
Звуки

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

 Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом или седьмое воскресенье перед Пасхой. Празднуется в последний день масляницы. В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Это первый шаг на пути к Великому посту. Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем.

  Эпоха правления Николая первого

Отрывок из статьи Л.Толстого «Николай Палкин»

… Триста тысяч человек в тюрьмах и арестантских ротах сидят, запертые в тесные помещения, и умирают медленной телесной и нравственной смертью. Жены и дети их брошены без пропитания, а этих людей держат острогах и арестантских ротах, и только смотрители, полновластные хозяева этих рабов, те люди, которым на что-нибудь нужно это жестокое бессмысленное заключение. Тысячи сидят по крепостям или убиваются тайно начальниками тюрем, или сводятся с ума одиночными заключениями. Миллионы народа гибнут физически и нравственно в рабстве у фабрикантов. Сотни тысяч людей каждую осень отбираются от семей, от молодых жен, приучаются к убийству. Царь не может выехать никуда без того, чтобы вокруг него не была цепь явная сотен тысяч солдат, на 50 шагов друг от друга расставленная по дороге, и тайная цепь, следящая за ним повсюду. Не нужно иметь особой проницательности, чтобы видеть, что в наше время все то же и что наше время полно теми же ужасами, теми же пытками, которые для следующих поколений будут так же удивительны по своей жестокости и нелепости.

Болезнь все та же, и болезнь не столько тех, которые пользуются этими ужасами, сколько тех, которые приводят их в исполнение. Пускай бы Палкины устраивали театры, балы, обирали бы народ. Пускай Палкин засекал бы народ, пускай теперешние злодеи вешали бы сотнями тайком в крепостях, только бы они делали это сами, только бы они не развращали народ, не обманывали его, заставляя его участвовать в этом.

Ужасная болезнь эта, болезнь обмана о том, что для человека может быть какой-нибудь закон выше закона любви и жалости к ближним и что потому он никогда не может ни по чьему требованию делать очевидное несомненное зло своим братьям, убивая, засекая, вешая их, сажая в тюрьмы, забирая их в солдаты,  засекая их до смерти.                                                

СПРАВКА: Наказание шпицрутенами – специальное военное наказание, отличавшееся от остальных тем, что оно приводилось в исполнение группой исполнителей, как правило, товарищами или сослуживцами осужденного.

Само наказание заключалось в том, что исполнители наказания выстраивались в две шеренги, образуя «улицу», по которой проводили осужденного такое количество раз, сколько это было предписано приговором. У каждого из исполнителя в руках был шпицрутен (батог), которым он наносил удар, когда осужденный проходил мимо.

При экзекуции должны были находиться фельдшер доктор, для оказания медицинской помощи, так как это наказание нередко приводило к смерти наказуемого. Наказание 3 000 шпицрутенов считалось равным смертной казни. Шпицрутены появились в России в царствование Петра Великого; есть сведения об употреблении Ш. в армии, относящиеся к 1701—1705 гг. Введены они были в систему наказания воинским уставом 1716 г.

Хотите опубликовать свою статью? Напишите нам об этом