Небольшая статья-ессе для начинающих репетиторов - логопедов от логопеда-дефектолога Оксаны Сергеевой из Красноярска, которая работает с такими методиками Томатис , БОС, АВА терапия.

Возможно, будет полезна и репетиторам — предметникам, однако автор статьи не очень в этом не уверена. Хотя, судите сами.

Вы закончили ВУЗ, полны амбиций, преподаватели Вас сильно хвалили, Вы считаете, что все знаете и умеете. Умерьте амбиции.

Первое — прежде всего идете и устраиваетесь туда, где тяжелее всего: в коррекционную школу 8-го вида. И начинаете пахать. Как лошадь. Не нравится как лошадь, пашете как трактор. 2-3 года минимум, забыв обо всех Ваших амбициях и похвалах. Забудьте о коррекционных садиках и прочей «халяве». Чем труднее будет вначале, тем более адекватным и профессиональным спецом Вы станете.

Второе — одновременно изучаете и тестируете все методики, которые найдете в интернете. Понятно, что аппаратные вроде ТОМАТИСа, БОСа, БАКа, электронного метронома, Вам будут недоступны. Но что этакое и с чем едят, Вы знать обязаны. Та же методика Новиковой — Иванцовой доступна всем, кто имеет слух. Обязательно в совершенстве овладеть логопедическим массажем (если при массаже ребенку больно — Вы не спец, Вы профан).

Третье — когда прошло 2 года, начинаете искать частных заказчиков, сначала через сайты, катаясь по всему городу по домам клиентов, стиснув зубы и получая копейки (я начинала с 300 рублей за час).

Потом набрав достаточное количество заказчиков и заработав определенную репутацию делаем следующий шаг. НО: учтите будете отказываться от сложных диагнозов (аутизм, ДЦП, тяжелые формы дислексии и сенсо моторной алалии) никогда не наберете необходимый опыт и так останетесь звукологом.

Четвертое — будем считать, что Вы готовы к частной практике, есть 2 варианта, Вы полностью отрываетесь от государства и пускаетесь в свободное плаванье (страшно?) или идете на риск немного незаконного предпринимательства. Будем считать, что Вы решились на свободное плаванье. Идете в налоговую, регистрируетесь как ИП, берете патент на репетиторскую деятельность, что позволяет сам статус логопеда, балансирующего на грани между медициной и репетиторством. После чего Ваши платы: вмененных доход и отчисления в ПФ. Это немного, поверьте.

Пятое — теперь решаем 2-й вопрос, где будут проходить занятия: лучше всего снимите квартиру на первом — втором этаже. Никто из проверяющих не имеет права Вас потревожить — частная территория. Можете принимать дома, но не советую, хотя на первых порах, как вариант — сойдет. Далее начинаете на местных форумах, сайтах, авито, местных страницах ВК пытаетесь рекламировать себя, чревато баном, если будете слишком навязчивы, поэтому в соц сетях готовьте 10-15 аккаунтов (один выходит с бана, второй туда уходит и так по кругу). Чтобы нам встать на ноги и организовать уже детский центр с нежилым офисом понадобилось в миллионном городе — 3 года.

Шестое — когда уже будет достаточно много клиентов (лучше объединиться с коллегой) начинаете посещать семинары в других городах и приобретать аппаратуру. Учтите и учеба и аппаратура запредельно дорогая. Тот же ТОМАТИС — 4.5 миллиона если проходить до 4-го уровня. НО: аппаратные методы увеличивают эффективность Ваших занятий в 4-5 раз, ускоряют процесс коррекции примерно во столько же. Вы не предметники, где купил учебники, поставил интерактивную доску и ты можешь заниматься с группами получая при подготовке к ЕГЭ по 20-25 тысяч в день. Работа логопеда только индивидуальная. Причем с 8 утра и до 21-22 часов. Если Вы настроены работать как на государство с 9 до 17 — лучше не начинайте. Основные клиенты — дошкольники, посещающие ДОУ, итого: все забито с 8 до 12 и с 16 до 22. 4 часа — на обед , как правило данное время не востребовано.

Из советов: специализируйтесь на аутистах. Скоро весь мир захлебнется в данной «чуме» 21 века.

Из всего вышесказанного: есть маленькие дети, тогда лучше не идите на частную практику (дети заболели, клиенты ушли), не можете работать по вечерам (муж запрещает, хочется в ночные клубы сходить, парень бросит) аналогично. Тут все просто — сначала Вы работаете на репутацию, потом репутация работает на Вас. Но перед этим нужно пахать. Удачи Вам, коллеги. Профессионалов дефектологов очень мало, поэтому дети приходят иногда с таким наборам коррекционных нарушений в 7-8 лет, что диву даешься, а где Вы были раньше.

Анкета автора

Логопед-дефектолог, учитель начальных классов.
Образование: Красноярский государственный педагогический институт, факультет начальных классов, специальность – педагогика и методика начального обучения, квалификация – учитель начальных классов (с отличием, 1991 г.).
Второе высшее: Иркутский государственный педагогический институт, дефектологический факультет, специальность – дефектология: олигофренопедагогика и логопедия, квалификация – учитель и логопед начальных классов вспомогательной школы (с отличием, 1996 г.).
Высшая квалификационная категория.
Большой опыт работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Проводила обучение студентов и практикующих логопедов методике проведения логопедического массажа на курсах повышения квалификации.
Стаж работы по профилю — более 20 лет (в том числе и опыт работы с детьми-аутистами с достижением положительного результата).
Стаж работы репетитором с 1999 года. Провожу консультации детей дошкольного и младшего школьного возраста по проблемам с речью (в том числе консультации по детям с ЗПР начиная с 1 года).
Провожу лечение следующих нарушений: дислалия, дизартрия, ФФН, ОНР, ЗРР, ЗПР, алалия, дислексия, дисграфия, заикание.
Постановка (коррекция) речи и звуков у детей и взрослых.
Провожу логопедический массаж (как детям, так и взрослым) — лицевой и зондовый (проводится по уникальной методике, что при сочетании с коррекционными занятиями, ведет к достижению положительного результата в 99% случаях.
Работа с неговорящими детьми по методике Новиковой. Вроде все.

С уважением, Оксана Сергеева.