Давно думала над идеей объединить репетиторов. Сама работаю репетитором последние лет пятнадцать, с тех пор как пришла работать в школу. Прошла долгий путь от нелегальных уроков и нерегулярных доходов, до создания своего бренда, изданного учебника для репетиторов, официального набора групп и вполне регулярного дохода на репетиторском рынке. Много это или мало – мне трудно сказать. В этой статье я хочу поразмышлять о чужих страхах и сомнениях,  а также своих намерениях и идеях

Что же такое репетиторство в мыслях многих людей, в том числе и самих репетиторов. Часто репетиторство – это способ выжить на учительскую зарплату. Так думали и думают многие. И в этой мысли скрывается  и пренебрежение к своему труду, и  уничижение результата работы и страх о том, что кто-то узнает, что тебе приходится делать за деньги для выживания. Эти страхи часто приводят  к тому, что репетиторы прячутся, не афишируют род своих занятий. Это с одной стороны.

С другой стороны наши учителя и преподаватели не обласканы ни государством, ни обществом. Единственная забота о них и их профессиональном росте исходит от монстра под именем Министерство образования и науки. А монстры заботятся специфически. Вспомните курсы повышения квалификации, или заседания кафедры, или семинары от районо. Не думаю, что вы когда-нибудь на них ходили 100%  добровольно и с целью узнать что-то новое, полезное, интересное.

Также не уверена, что вы часто посещаете открытые тренинги и мастер-классы личностной эффективности и профессионального роста. Ведь многие из преподавателей и учителей больны вирусом «ну что там будет полезного и интересного, я и так все знаю, а тут еще нужно деньги заплатить». С деньгами, кстати, часто совсем сложно. Это отдельная история для учителей и преподавателей, но об этом в следующих размышлениях на тему репетиторства.

разделитель для текста

Вот и получается почти как у Иоганна Кеплера, который говорил о своей работе, но вполне применимо и к репетиторам: «Астрология — незаконнорожденная дочь астрономии и должна кормить свою мать, чтобы та не умерла с голоду». Ему, правда, это не мешало делать оба дела и неплохо, как для Средневековья.

Хотелось бы изменить ситуацию на рынке дополнительного образования, в сфере репетиторства. Понимаю, что учителя и преподаватели страшатся самих себя и не верят никому, но если не пытаться, то вряд ли изменится отношение других людей к этой работе и ее результатам, а ведь вам, дорогие коллеги, этого ведь очень хочется.

Если мы, репетиторы, сами не начнем менять свое отношение к своей трудовой деятельности, к своей квалификации, собственному личностному росту, развитию карьеры, то отношение к нам лучше не станет. Мне весьма импонирует мысль о том, что «активное меньшинство управляет судьбами пассивного большинства».

разделитель для текста

И если вы дочитали до этого места, и даже согласились с основными тезисами, вас должны начать начинать терзать сомнения. А зачем мне быть в активном меньшинстве? Ведь там такая конкуренция. Там же люди, которые мне почти, что враги, они отбивают моих клиентов.

Отвечу на это так, я точно знаю, что никто в образовании не может повторить ни одного урока, ни одного тренинга, или мастер-класса, или лекции своего коллеги. Каждый из нас уникален, и учит, преподает, вдохновляет и увлекает по-разному. У каждого есть своя, как сейчас модно говорить, «фишка». Каждый обязан найти свое преимущество.

  • А как вы это сделаете, если никогда не встречались со своими коллегами по цеху?
  • Если не обсуждали существующих проблем?
  • Не пытались узнать опыт других репетиторов?

Каждый из нас идет по не паханому полю, набивает шишки и блуждает в трех соснах, оставаясь один на один с трудностями. Вместе мы сможем больше. Сотрудничество намного более продуктивно, чем жесткая конкуренция.

Хотя справедливости ради нужно отдать должное тем, кто уже работает на ниве репетиторства без страха и с надеждой на развитие рынка. Уже существуют репетиторские группы, центры или направления подготовки к ЗНО, курсы изучения иностранных языков, центры раннего развития и другие  варианты дополнительного образования для детей и взрослых. И эти люди уже не только осознают необходимость развития и сотрудничества, но активно ищут для этого возможности и воплощают идеи в жизнь.

Вполне отдаю себе отчет в том, что я «мечтатель» и «идеалистка», но это не помеха для общего дела. Ведь мечты приводят нас в новые места и открывают новые горизонты.

подпишись