ШАГ 1 «Кто я, чего я хочу, что должен и почему все это мне надо?»

Разбираемся в своих ресурсах и возможностях жизненного планирования

Есть масса тренингов, вебинаров, семинаров и прочих продуктов, которые помогают разобраться со своими жизненными планами, только почему-то не всегда мы используем эту возможность стать лучше. Отговорок много от «слишком дорого» до «нет времени». Так говорят не только педагоги, психологи и репетиторы. Давайте все-таки выделим время для себя любимых и разберемся в себе, своих желаниях, устремлениях и возможностях.

Умная карта (Mind Map)

Есть такая техника Умная карта (Mind Map), наберите в поисковике это словосочетание и увидите массу информации по этой технике и вариантов ее воплощения. Вкратце, это упражнение направлено на то, чтобы вы выделили некий центральный образ и обозначили его в центре листа бумаги, а после записывали на этом листе все, что приходит  в голову по этому поводу.

Ограничения есть, но не большие. Лист располагать горизонтально, все, что приходит в голову записывать горизонтально на веточках от центрального образа и максимально кратко,  в идеале  одно слово горизонтально, если больше, то все равно горизонтально, никаких столбиков и сложноподчиненных речевых конструкций.

Если вдруг в одно-два слова не помещаетесь – рисуйте тот образ, который максимально отражает вашу мысль. И если этот образ дает дополнительное ветвление – очень хорошо, делайте такое ветвление до тех пор, пока фантазия истощится или лист не закончится.

Разноцветность слов (использование цветных ручек, маркеров, карандашей и прочее), веток и максимально красивые картинки приветствуются, поскольку цвет и художественные образы так же помогают структурировать информацию и систематизировать ее для восприятия.

Упражнение хорошо развивает креативность, фантазию и помогает разобраться в своих мыслях. Ведь те мысли, что легли на бумагу уже родились и живут новой жизнью, подсказывая вам, что делать дальше.

Кстати, в методическую копилку

Техника Умных карт может благополучно использована для сугубо учебных целей: конспектирования нового материала, систематизации учебного материала, поиска пробелов для того, чтобы мотивировать учеников к освоению нового материала.

Если вы не педагог и не психолог, то эта техника весьма хороша для мозговых штурмов, выведения новых идей, выстраивания генеральных линий и структуризации имеющихся процессов.

В своей практике часто использую упражнения созданные в этой технике, с центральным заданным образом и направлением для мысленных усилий. В этой статье разбираемся в своих ресурсах и возможностях жизненного планирования.

Упражнение «Хочу — Могу-Должен»

В центре «Я», т.е. вы, и три первые веточки «Хочу», «Должен» и «Могу». Задание разветвить предложенную карту и вписать свои «хочу», «должен» и «надо». На рисунке показано исходное состояние карты.

Под всеми числами 1, 2, 3 появятся ваши мысли, действия, желания, а они в свою очередь могут еще разветвиться и что-то вам подсказать. Упражнение не трудно в выполнении, но весьма результативно для самопонимания и самопознания.

Теперь, когда ваши мысли уже на бумаге и не рождают зуда в сознании, можно начинать анализировать

На ветке «хочу» присела ваша самомотивация, то чего вы истинно хотите и то, что реально подвигает вас к свершениям. Это то, от чего вам радостно и хорошо, то, что греет вашу душу и питает ваши жизненные ресурсы. Здесь стратегическая самомотивация. Напомню, что стратегия касается долгосрочных целей и планов,  а также отсроченных во времени результатов.

На ветке «должен» сидит ваша воля и самодисциплина, то чего вы достигаете исключительно волевыми усилиями, заставляете себя это сделать,  и у вас много чего получается. Чем больше на этой ветке, тем более вы волевой человек и тем больше у вас шансов загубить себя. Ведь пределы человеческой воли не бесконечны. Но об этом чуть позже.

На ветке «могу» прячется ваша самоорганизация и те вещи, которые можно решить при помощи технологий тайм-менеджмента, управления временем. В этой самоорганизации прячется также самомотивация, но для тактических целей. В отличие от стратегической самомотивации на ветке «хочу», здесь тактическая самомотивация. Все касается тактики – ближайшие планы и цели, короткие во времени результаты.

Т.е. в целом при помощи этого упражнения вы можете расставить свои приоритеты в стратегии и тактике, а это уже напрямую касается планирования. Причем стоит подчеркнуть, что такое упражнение помогает именно в жизненном планировании.

Анализируем результаты и работаем над собой:

  1. Как много веток и ветвлений по каждому направлению? Как вам кажется, что это может означать?
  2. Есть ли перенагрузка одного из направлений? Почему вы так думаете?
  3. Есть ли пересекающиеся ветки по разным направлениям? Хорошо это или плохо? Почему?
  4. На какой из веток следует искать основу для самомотивации? Самодисциплины? Самоорганизации?
  5. Если есть перенагрузка на одну из веток, что делать? Можно ли переформулировать и перенести мысли на другие направления?

Попробуйте по той же схеме проанализировать свою карту. Помните, чем более вы разбираетесь в своих мыслях и желаниях, тем легче их осуществлять.

После того как вы честно сделаете это упражнение, вы заметите,

что на каждой из веток присело разное количество слов-птичек, если одинаковое, то это здорово – вы нашли некий баланс между своими стремлениями и своими жизненными ресурсами. У педагогов часто бывает перегружена ветка «должен» от них так много требуется и они так часто себя заставляют что-то делать, что неудивительно профессиональное выгорание в самые короткие сроки. Ведь ресурс воли исчерпаем. Доказано, что, например, при принятии решения ресурс волевых усилий напрягается до предела и человек отказывается принимать решение – легче отказаться, чтобы защитить клеточки мозга от напряжения или другая крайность, согласиться, лишь бы не напрягали. На этом факте построены многие маркетинговые технологии.

Например, вы идете в супермаркет без списка и четкого понимания, что именно вам нужно купить, вспомните, как быстро вы устаете выбирать из множества товаров на полке. Вы отказываетесь от принятия решения и тут, добро пожаловать в маркетинговые технологии: вам на удобной полочке поставили, нужный товар, выделили его ценник красным, поставили девушку-красавицу, которая подскажет, что именно взять и прочее, прочее, прочее. При напряжении волевых усилий мозг поглощает глюкозу в больших количествах и если вы голодны, то усталость и раздражение навалятся немедленно.

Все те же процессы происходят в мозгу, когда вы бесконечно что-то кому-то должны. Вы становитесь вечно уставшим и раздражительным, ваша воля отказывается работать и подводит в самый неподходящий момент. Вы опаздываете, забываете, сердитесь на себя и окружающих, а работа на том же самом месте. Вы можете начинать осваивать в этот момент технологии тайм-менеджмента, только они как припарки уже умершему. Они не восполняют ваш запас глюкозы, не подпитывают вашу волю, а наоборот еще больше ее истощают, ведь теперь на веточке села птичка «я должен пользоваться техниками тайм-менеджмента». Займитесь тем, чтобы разгрузить эту ветку – перенесите дела и мысли с нее на другие ветки, а если так не получается, то прямиком к психологу – вы сами уже не справляетесь с проблемами, нужна квалифицированная помощь.

Если ваша ветка «хочу» перегружена, то не спешите радоваться, кроме мечтаний, необходимо иметь усилия воли и тактики по достижению этих хочу. У вас много планов, но ни один не стал реальностью? Может пора выходить из зоны несбыточных мечтаний и пора переходить к делу? Хотя такой перегруз может быть связан и с тем, что вы весьма недовольны своей жизнью и предпочитаете фантазировать больше, чем действовать. Тут решать вам, что делать с этим дальше.

На веточке «могу» находятся ваши реальные организаторские и самоорганизаторские способности, которые и развивает тайм-менеджмент. Оцените, действительно ли вы можете сделать эти дела, присевшие на ветку «могу»? Много ли нужно усилий, чтобы они выпорхнули с бумаги в реальность?

Как показывает моя практика, после такого анализа многие начинают понимать, почему они не могут использовать технологии управления временем на практике и почему так устают от попыток такие технологии внедрить. При выполнении этого упражнения становятся очевидными ресурсы жизненного планирования и его преграды. Когда вы осознаете эти преграды – легче активизировать ресурсы и возможности.

При анализе обратите внимание на то, какие части речи используются, обычно в части «хочу» преобладают существительные, а в «могу» — глаголы. Ветка «должен» более склонна к существительным, но бывает и с глаголами. Это так же отражает суть написанного, если мы чего-то хотим, то это должно существовать, и мы этого достигаем. А если нам это надо, то вопрос как именно мы этого достигаем. В части того, что мы должны то, что отражено глаголами будет требовать от нас действий и значительных волевых усилий, а если существительные, то это то, с чем мы примирились и воспринимаем как часть себя и своей жизни, и не так значительно напрягает нашу волю.

Некоторые из читателей требуют примера для работы с такой картой. Приведу пример достаточно гармоничной карты и объясню, что в ней хорошего, только сначала попрошу вас исследовать карту и записать, что вы заметили.

Внимание!!! Сразу предупрежу, что лучше сначала сделаете свою карту, так как поняли и считаете нужным, а уж после загоняйте себя в какие-то рамки чужого восприятия.

Вы можете поработать свои жизненные цели вместе с автором упражнения, Александрой Руденко в офлайн варианте (Харьков) или онлайн. Запишитесь на консультацию

Хотите быть в курсе новых событий от Клуба репетиторов? Подпишись на новости прямо сейчас

[contact-form-7 404 "Not Found"]