С Еленой Гончаровой я познакомилась в Киеве, в начале января. Волшебное новогоднее и рождественское время, когда желания сбываются и мечты становятся такими яркими и настоящими. Я искренне рада этой встрече. Елена такая активная и доброжелательная, у нее столько идей и желаний, что все вместить в одну встречу не получилось. 

Но одну идею мы уже реализуем - это вебинар для репетиторов в феврале. А для начала послушайте Елену Александровну Гончарову, кандидата исторических наук, онлайн-репетитора по обществознанию и истории. Она написала эту статью, чтобы поддержать ваше стремление следовать образовательным трендам, а еще для того, чтобы поделиться своими мыслями об онлайн-формате.

Сегодня мы часто слышим масштабное слово – глобализация!

Оно всеобъемлюще и охватывает буквально все сферы нашей жизни. В том числе и систему образования. Объективно понимая, что основной контингент учителей и преподавателей высших учебных заведений – это люди еще с «советским» образованием и менталитетом, они продолжают транслировать старые методы и приемы обучения и лишь немногие способны «разрывая шаблоны» идти в ногу со временем.

А в ногу со временем – это как???

Стратегия развития образования современного социума пестрит новыми терминами:

  • Гуманитаризация
  • Гуманизация
  • Интернационализация
  • Демократизация
  • Непрерывность…

Но что это все значит, на самом деле и КАК все это можно реально учитывать и использовать в современном образовательном процессе, что бы быть действительно актуальным, востребованным преподавателем?

Казалось бы есть же прописные истины и «2+2» всегда будет ЧЕТЫРЕ. Зачем же изобретать велосипед?

Давайте задумаемся для начала об очень приземленных вещах. Остановитесь и проанализируйте элементарно ваш путь от дома до работы и обратно, ваш сегодняшний досуг и количество информации, которую вы получили и обработали за день.

Если сравнивать с нашей жизнью еще хотя бы 20-30 лет назад – это космос. На сегодняшний день мы получаем и обрабатываем такое количество новой информации, пусть не всегда по собственному желанию, а вследствие навязчивой массовой культуре, СМИ, которые бесцеремонно вспарывают нашу приватность.

Представили?

А теперь задумайтесь над тем, что из себя представляет «продукт современной социализации» — та самая личность, которая приходит к вам на занятие. Дети постиндустриального общества.

Они формируются под прицелом научно технического прогресса плотно вписанного в несколько иную систему ценностных координат, она не лучше и не хуже чем раньше, она просто другая, напрямую взаимодействуя с живой экономикой, она выплевывает в мир новые гаджеты, с такой скоростью, что мы не всегда успеваем адекватно моргнут.

С появлением интернета нет больше необходимости посещать библиотеки или с наслаждением вдыхать запах страниц старенькой, но долгожданной книжки. Они меньше ценят живое общение, да и новый телефон с которым мы уже месяц не можем нормально разобраться осваивают за 5 минут со скептической ухмылкой.

Они другие, им нужен интеракив, экшен, динамика, а тут мы со своими «Сиди! Учи! А то дворником станешь!». Это как в старенькой, но как по мне, так очень актуальной поговорке «в лаптях за паровозом» — мы пытаемся научить и социализировать тех, кто во многом продвинутее нас.

В первую очередь необходимо адекватно оценивать ситуацию и отчетливо осознавать кто перед вами, кто ваш основной потребитель он не лучше и не хуже чем были когда то мы, он просто несколько другой, тот самый УЧЕНИК.

При этом, конечно, дети во все времена остаются детьми и многие базисные в педагогике вещи так и остаются неизменными, но подавать их в современных реалиях необходимо под «другим соусом».

«Начинать надо с себя!» — эта фраза была бы неплохим эпилогом к дешевому дамскому роману, если бы она не была столь правдива в своей простоте.

Глобализация действительно постепенно обволакивает систему образования. Мы в открытую обсуждаем Болонскую систему образования отмечая ее универсальность. Ну раз так, давайте заглянем в старушку Европу! – а там, какой конфуз, высшее образование почти все платное.

И оглядываясь на нашу действительность, мы понимаем. Что и у нас постепенно сокращается количество бюджетных мест и растет коммерческая составляющая. Мы все больше привыкаем к тому, что за хорошее образование нужно платить.

А насколько мы готовы менятся?

Насколько мы готовы бороться за то, что бы быть действительно актуальными и востребованными. В моем понимании преподаватель – это человек «указывающий истинное направление», наставник прокладывающий путь по которому хочется идти.

А теперь ответьте на вопрос – вам хотелось бы идти по стопам затравленного, ограниченного, зашоренного или убого человека? Хотели бы у такого чему то учится? Купили бы у него время?

Ответ очевиден, не так ли?

Находясь в системе высшего образования с 2005 года я была в состоянии перманентного поиска. Мне повезло, когда я задавалась очередным вопросом казалось, что вся вселенная приходила ко мне на помощь и обязательно в моей жизни появлялись знаковые люди, которые делились опытом, знаниями, готовы были слегка приоткрыть для постижения очередную загадку.

Но чем больше я получала ответов, тем больше рождалось новых вопросов. Бесконечный процесс познания поглощал своей бездной и в какой-то момент я поняла – «пора систематизировать накопленное». Не нарушая причинно – следственных связей попробуем резюмировать.

Для того что бы оставаться актуальными, востребованными и успешными в системе современного образования нам надо идти в ногу со временем.

Мир меняется на наших с вами глазах, дети, которых мы с вами обучаем, воспитываем, на мировоззрение которых пытаемся влиять – отличаются от нас и это необходимо принимать как данность.

Таким образом, основная задача педагога на мой взгляд – не потерять себя, при этом развиваться адекватно современным условиям, жить полной жизнью, впитывать новые знания, расти, познавать, радоваться каждой минуте необыкновенно интересного бытия и делится этим с детьми.

Согласны?

А вот какие методы, инструменты и пути избрать для этого?! — давайте подумаем об этом вместе.

Приглашаю всех на вебинар от Клуба репетиторов 1 февраля, в 20.00 по Киеву (21.00 по МСК). Регистрация открыта