Продолжаем публиковать серию статей Людмилы Бариловой, учителя географии харьковской школы, о том, как применять ИКТ технологии на уроках географии. Статья посвящена профессионализму современных учителей в использовании ИКТ
Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.
Основой информационной среды являются общешкольные средства ИКТ, используемые в различных элементах образовательного процесса. В минимальном варианте это оснащение обеспечивает в любом помещении школы, где идет образовательный процесс. Это может быть достигнуто за счет использования:
- мобильного компьютера (например, ноутбука),
- переносного проектора и экрана,
- фотоаппарата,
- видеокамеры.
Дополнительными компонентами мобильной среды может быть:
- мобильный сканер для доски, позволяющий использовать любую белую доску как интерактивную с комплектом дополнительных расходных материалов,
- устройство для хранения цифрового архива,
- устройство для копирования материалов на CD и DVD-носители.
В эпоху информатизации образования современная школа требует квалифицированных, инициативных, информационно грамотных специалистов, способных эффективно применять современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в своей профессиональной деятельности, владеть методикой использования цифровых образовательных ресурсов.
Учителя могут всесторонне осваивать эффективные педагогические и информационные технологии, и внедрять новации в области информатизации системы образования в практику школьного преподавания. Максимально использовать ИКТ в урочной и внеучебной деятельности, а также в области управления учебно-воспитательным процессом.
Урочная деятельность предусматривает различные способы использования ИКТ на уроке. Личность учителя, его творчество и профессиональное мастерство всегда находили свое воплощение в сценарии самого урока, а теперь они отражаются и в создаваемом (или используемом) прикладном программном обеспечении.
Профессионализм учителя находит свое воплощение в отборе, критическом анализе готовых программных средств или создании собственных. Современный учитель должен научить школьника не только тем знаниям и умениям, которые требует от него государственный стандарт, но и помочь творческим умам, жаждущим исследовать неизвестные области.