Путешествие по романам таких прекрасных авторов, как Даниель Дефо, дает пищу для размышлений ребят. Потому так важно найти форму, чтобы подать материал интересно и увлекательно.

В данной разработке присутствует и групповая работа, и интерактив, и визуализации.

Автор разработки:

Чеснокова Наталія Євгенівна, вчитель російської мови та літератури, спеціаліст вищої категорії, старший учитель. Харківська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів 122 Харківської міської ради Харківської області

Тема урока: «Жизненные уроки романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»

Цели урока:

Учебные:
• Обобщить знания об авторе, его произведении, главном герое романа.
• Подвести учащихся к выводам о том, что помогло герою выжить,
когда он оказался в исключительных обстоятельствах (экстремальных
условиях).

Развивающие:
• развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
• развивать умение работать с текстом (работа с высказываниями
великих людей);
• развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе;
• развивать творческие способности;
• развитие связной речи.

Воспитательная:
• воспитывать нравственные и волевые качества (через образ главного
героя).

Тип урока: обобщающий урок

Формы: фронтальная работа (беседа, эвристическая беседа), групповая
работа, игра.

Технология: работа в малых группах, игровая технология, проектная
технология.

Дидактические материалы и оборудование:

интерактивная панель, компьютерная презентация, видео-фрагмент, раздаточный материал (для работы в группах), клеящиеся листочки 6 цветов, карточки «верю», «не
верю».

Ход урока

1. Приветствие. Психологический настрой. (2 мин)

Сегодня мы с вами завершаем путешествие вместе с героями
приключенческого Романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Для этого вы уже объединены в группы-команды. Выберите своего капитана.
Прошу капитанов команд по очереди представить свой корабль и его
имя, используя ранее вами нарисованную картинку.

Вы видите на доске наш путеводный корабль, который поведет за
собой ваши корабли.

На уроке вы будете выполнять различные задания, за правильное выполнение которых вы получите поощрение в виде парусов. Посмотрите, на столах лежат листики-паруса. У каждой команды свой цвет.

В течение урока мы будем добавлять паруса на наш путеводный корабль.
Посмотрим к концу урока, парусов какого цвета будет большего всего
добавлено.

Желаю нам всем счастливого плавания! Семь футов под килем, как
говорят моряки!

2. Мотивация, формулировка темы, целей урока. (7 мин)

Сейчас я предлагаю вашему вниманию отрывок из песни «Необитаемый остров». Пока вы будете слушать, попробуйте предположить
о какой проблеме, поднятой в романе, мы будем сегодня говорить?

Как вы понимаете значение понятия «попасть в исключительные или
экстремальные условия»? (на слайде понятие)

Очутиться на необитаемом острове – значит ли это попасть в
исключительные (экстремальные условия) условия?

Скажите, если человек попадает в экстремальные условия, какая у
него основная цель? (выжить и сохранить здоровье). У нашего героя
получилось это сделать?

Предположите, какая тема нашего урока. (НА СЛАЙДЕ ВЫСВЕЧИВАЕТСЯ ТЕМА).

Запишите в тетрадь дату и тему.

Ребята, а зачем нам обсуждать эту тему? Будет ли это нам полезно?

Слово учителя. Никто не застрахован от того, попадет ли он в
экстремальные условия или нет. Поэтому каждому человеку важно быть
готовым.
А можно ли современным людям использовать информацию, которая
есть в приключенческом романе «Робинзон Крузо»?
Попытайтесь предположить, какие цели нашего сегодняшнего урока
(мы должны вспомнить, как Робинзон выживал на острове, сделать выводы,
понять, какие) (на слайде цели).

СЛОВО учителя

Да, абсолютно точно. Мы выясним, качества характера помогли
Робинзону выжить и попробуем эту информацию применить в своей жизни.
Итак, вперёд! Пусть наши корабли несутся, подгоняемые попутным
ветром!

3. Актуализация опорных знаний. (10 мин)

Давайте вспомним, что мы уже знаем об авторе романа и его
замечательной книге.

3.1 Блиц- опрос (разминка)

Игра «Верю – не верю» с использованием интерактивной доски (2 мин).

Отвечают все, поднимая карточку (фронтальная работа).

1. Верите ли вы, что настоящая фамилия автора романа «Робинзон
Крузо» была Фо?

(Да. Писатель частицу “де” прибавил, чтобы фамилия звучала
благородно, к примеру, как граф де Ла Фер. Вероятно, стыдился своего
скромного происхождения(его родители были купцами). Молодой человек
стал именовать себя «Мистером Де Фо». Слитное написание фамилии
пришло позже.)

2. Верите ли вы что полное название романа состоит из 39 слов?

(Нет. В полном названии романа 49 слов. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» )

3. Верите ли вы, что история РК — абсолютная выдумка писателя?

(Нет. У Робинзона Крузо был прототип — шотландский матрос Александр Селькирк, который прожил на острове Масс-а-Тьерра, возле побережья Чили, в полном одиночестве 4 года и 4 месяца).

3.2 Упражнение. Вспомним содержание романа (5 мин).

Отвечает группа, первой поднявшая руку. За правильный ответ – листочек цвета команды наклеивается на корабль.. При неправильном ответе ход переходит к другой команде. (

-Сколько лет было Р.Крузо, когда он впервые отправился в морское путешествие? (18 лет).

-Назовите дату, когда Робинзон Крузо отправился в своё роковое путешествие, закончившееся многолетним заключением на острове . (1 сентября 1659 года).

— Какая находка на корабле оказалась для него дороже «корабля с золотом»? (Ящик плотника).

— Какой предмет Робинзон ценил меньше всего? (Деньги).

— Как он назвал свой остров? (Остров Отчаяния).

— Как отмечал Р. Крузо дни пребывания на острове? (Делал зарубки на столбе).

— Сколько лет провел Р. на острове? (двадцать восемь лет, два месяца и 18 дней).

 3.3 Упражнение. Последовательность событий романа (5 мин).

У вас на столе находятся карточки с событиями романа. Давайте восстановим их последовательность. (Вызвать кого-то к доске – магнитами крепить).

Запишите числовую последовательность себе в тетрадь.

  • Кораблекрушение
  • Робинзон Крузо на острове
  • Перевозит инструменты
  • Строит жилище.
  • Робинзон ведет календарь и дневник
  • Налаживание быта: охота и земледелие
  • Появляются домашние животные
  • Спасает Пятницу
  • Помогает матросам
  • Домой

4. Физкультминутка. (2 мин)

Мы с вами уже на полпути к цели. Встаньте, пожалуйста, и повторяйте за мной движения.

На острове поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Щелканье пальцами)

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по ногам).

Дождь стихает. (Хлопанье ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Щелканье пальцами).

И вот из-за туч появилось Солнце! (Руки вверх).

5. Упражнение «Практические навыки». (5 мин)

Ребята, давайте вспомним, чему научился Робинзон Крузо, чтобы выжить на острове? Какими ремеслами он овладел?

Он научился добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира, сыр и масло из козьего молока, посуду из глины, мебель и дом, обрабатывать шкуры, плести корзины, печь хлеб, возделывать землю и т. д.

Та группа, которая дала ответ, записывает кратко ответ на листочке-парусе.

  • охотник (герой вел охоту на диких кабанов из лука и метал в них копья);
  • земледелец (он вспахивал участок недалеко от своей хижины самодельным деревянным плугом и выращивал на ней злаковые культуры);
  • животновод (Робинзон посчитал, что лучше приручить коз, чем охотиться за ними и преуспел в этом деле);
  • швец (он шил себе одежду из шкур животных);
  • плотник (Робинзон два раза строил плод);
  • гончар (он смастерил  себе посуду).

Наклейте листики на паруса нашего корабля.

 

  • А как вы думаете, только ли практические навыки, овладение определенными ремеслами, помогло ему выжить на острове?
  • А что еще?

 

6. Упражнение «Качества характера, которые помогли Робинзону Крузо» (5 мин)

Предлагаю вам поработать в группах над вопросом «Какие качества характера помогли Робинзону Крузо справиться в экстремальной ситуации?»

И помогут вам в этом высказывания великих людей (раздаток для групп).

Определите качество характера, о котором, как вы думаете, идет речь. Если вы посчитаете, что это качество помогло Робинзону Крузо выжить на острове, то запишите его на листик-парус, а если такого вы в романе не встретили, то ничего не пишите. На эту работу у вас 2 минуты.

Так какие качества характера помогли Робинзону Крузо?

Группы озвучивают ответы и наклеивают листики на корабль.

— Ребята,  может быть кто-то хочет что-то добавить. Может быть, мы не все назвали (ответы группа дописывает на своих листиках и наклеивает на корабль).

  • мужество
  • стойкость
  • воля
  • целеустремленность
  • оптимизм
  • способность преодолевать препятствия
  • ум
  • смекалка
  • вера в себя
  • трудолюбие
  • умение добиваться всего своим трудом
  • предприимчивость
  • энергичность
  • практичность
Материал для учителя:

– Мужество, смелость, храбрость, сила духа ( не побоялся сразиться с дикарями, с пиратами, плыть на самодельной лодке…)

Трудолюбие, старание (много и постоянно трудился, делая работу непосильную для обычного человека)

упорство, настойчивость, не отступал от своего, выносливость ( переносил жару, плавание на корабль – 11 раз, лодка – как он её делал…)

Знания(многое знал о профессиях, о растениях, животных…)

Умение наблюдать, делать выводы ( о погоде на острове, о течении вокруг острова) – дневник, календарь

Умение планировать, рассчитывать вперёд (планы о стаде, урожае хлеба)

смекалка, изобретательность, находчивость (приспосабливал предметы для своих нужд, находил им новое применение)

оптимизм(не опускал рук, хотя временами на него находило отчаяние, страх)

милосердие(помогал животным и людям – спас домашних животных, Пятницу, пленников пиратов, был милосерден к самим пиратам – не предал их в руки закона, а дал возможность жить собственным трудом)

Итоги урока (5 мин)

«Какие же жизненные уроки вы для себя взяли из произведения Д.Дефо «Робинзон Крузо»? (5 мин)

 СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Человек способен  выстоять в любых жизненных испытаниях: если сможет противопоставить им трудолюбие, разум, волю к жизни, готовность найти что-то положительное и не упасть духом

 Домашнее задание (2 мин) Оформите групповой проект.

Оценивание (1 мин) Можно посмотреть, команды какого цвета больше всего на паруснике.

 8. Рефлексия (3 мин)

Закончить предложение «Сегодня на уроке я…» «мне…».

Наше путешествие закончено.